Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования Эвено – Бытантайского национального улуса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саккырырская средняя общеобразовательная школа им. Р. И. Шадрина»
Внеурочная деятельность по математике
«Подготовка к ОГЭ по математике»
для 9 класса
на 2024 – 2025 учебный год
Учитель: Бочкарева Валентина Артемовна
Должность: учитель математики
Стаж: 36
Категория: высшая
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Подготовка к ОГЭ» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 Ф.З.
Программа внеурочного занятия «Подготовка к ОГЭ по математике», ориентирована на приобретение определенного опыта решения задач различных типов, позволяет ученику получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по математике за курс основной школы. Особенность принятого подхода элективного курса состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Это занятие предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественно-научного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Экзаменационная работа по математике в новой форме(ОГЭ) состоит из двух частей. Первая часть предполагает проверку уровня обязательной подготовки обучающихся (владение понятиями, знание свойств и алгоритмов, решение стандартных задач). Вторая часть имеет вид традиционной контрольной работы и состоит из 6 заданий. Эта часть работы направлена на дифференцированную проверку повышенного уровня математической подготовки обучающихся: владение формально- оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования; развивает мышление и исследовательские знания обучающихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов. Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом, дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки обучающихся.
Внеурочное занятие направлено на подготовку учащихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ. Основной особенностью этого занятия является отработка заданий по всем разделам курса математики основной школы: арифметике, алгебре, статистике и теории вероятностей.
Внеурочное занятие «Подготовка к ОГЭ по математике» рассчитан на 35 часов для работы с учащимися 8 классов. Занятие предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и используют целый ряд межпредметных связей и направлен в первую очередь на устранение «пробелов» в базовой составляющей математики систематизацию знаний по основным разделам школьной программы.
Цель занятия: подготовить обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами; оказание индивидуальной и систематической помощи учащимся при повторении курса математики и подготовке к экзаменам.
Задачи занятия:
дать ученику возможность проанализировать свои способности;
повторить, обобщить и углубить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы;
расширить знания по отдельным темам курс
а «Алгебра 7-9»
, «Математика 5-6»;
выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Функции внеурочного занятия:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков в обучении математике.
Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения внеурочного занятия:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах)
личностно-
деятельностный
подход (большое внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие)
Предполагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель – создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в внеурочное занятие, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий, создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что несомненно, поможет им при выполнении заданий ОГЭ.
Ожидаемый результат
Учащийся должен
знать/понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
значение математики как науку;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности;
уметь:
решать задания, по типу приближенных к заданиям ОГЭ, базовую часть.
иметь опыт:
работы в группе, как на занятиях, так и вне;
работы с информацией, в том, числе и получаемой посредством Интернет;
Методические рекомендации по реализации программы. Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются тексты рассматриваемых типов задач, которые могут быть выбраны из разнообразных сборников, различных вариантов ОГЭ или составлены самим учителем.
Содержание курса.
1. Числа и вычисления. (4ч)
Натуральные числа. Дроби. Рациональные числа. Действительные числа.
2. Алгебраические выражения. (8ч)
Буквенные выражения. Многочлены. Алгебраические дроби. Преобразование рациональных выражений.
3. Линейные уравнения. Неравенства. (10ч)
Линейные уравнения с одной переменной. Рациональные уравнения. Решение систем линейных уравнений. Линейные неравенства с одной переменной. Решение систем неравенств.
4. Графики и функции. (6ч)
Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. Чтение графиков функций. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов.
5. Практико-ориентированные задачи. (7ч)
Решение текстовых задач. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Вероятность. Решение комбинаторных задач: перебор вариантов.
Календарно- тематическое планирование
Всего: 35 часов ( 1 час в неделю)
№
Тема
Колво часов
Сроки
по плану
по факту
1.
Натуральные числа
1
2.
Дроби
1
3.
Рациональные числа
1
4.
Действительные числа
1
5.
Линейные уравнения с одной переменной
2
6.
Рациональные уравнения
2
7.
Решение систем линейных уравнений
2
8.
Линейные неравенства с одной переменной
2
9.
Решение систем неравенств
2
10.
Понятие функции
1
11.
Область определения функции
1
12.
Способы задания функции
1
13.
Чтение графиков функций
1
14.
Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов
2
15.
Решение текстовых задач
2
16.
Представление зависимостей между величинами в виде формул
2
17.
Вероятность
1
18.
Решение комбинаторных задач: перебор вариантов
2
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
Литература
1. Сборники задач при подготовке к ОГЭ
2.А.Р.Рязанский, Д.Г.Мухин Математика ОГЭ. Теория вероятностей. М., : Экзамен, 2016