Внеурочное занятие курса «Литературное краеведение»

Тема: «В огне написанное слово (Донецкий край в творчестве современных писателей)»

Чиж Марина Казимировна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ « СШ №14 Шахтерского м.о.»

Аннотация: внеурочное занятие в форме литературного вечера, сопровождается презентацией, просмотром двух видеоклипов. Данное занятие может проводиться с целью воспитания чувства патриотизма и любви к своему родному краю, а также к талантливым землякам Донетчины.

На данном занятии используется творческая работа проект – постановка отрывка из поэмы А. Ревякиной «Шахтерская дочь».

Целевая аудитория: 8-9 классы.

Аргументация важности данной разработки: воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одними из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, являются внеклассные мероприятия по литературе, истории, краеведению. Они позволяют воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и "малой родины". Задача данной разработки – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину, сочувствовать горю, уметь сопереживать и поддерживать друг друга. Ведь данное мероприятие обращает к настоящему, к нашей реальной действительности, чтобы школьники, зная, через что пришлось пройти в борьбе за свободу, могли создать достойное будущее.

Цели:

1. Воспитать чувство патриотизма, расширить чувство привязанности и представления о родных местах за счёт познания своей родины.

2. Познакомить с творчеством современных поэтов и писателей нашего края.

3. Развивать творческие способности и любовь к родному краю, воспитывать желание к самостоятельному познанию творчества поэтов и писателей, воспевающих Донбасс.

Оборудование:

Портреты современных писателей Донбасса; выставка книг о Донбассе; компьютер, проектор, экран для просмотра презентации видеороликов; декорации для постановки.

Ход мероприятия

Учитель: Велика наша планета с её необъятными просторами, зелеными лесами и полями, синими реками, маленькими деревушками и большими городами. Но у каждого человека есть уголок, который кажется ему особенно близким, – это край, где он родился.

Ребята, сегодняшнее мероприятие называется «В огне написанное слово…». И посвящается наше занятие Международному дню родного языка и нашим доблестным защитникам Отечества, которые сегодня на фронтах СВО защищают нашу родину.

Ученик:

Мой рай, мой край. Об этот край суровый

Ломают копья, расшибают лбы.

Я создан из его любви и крови,

Труда и воли, слова и судьбы.

Его судьба – нелёгкая дорога,

По ней он шёл, не полз и не петлял.

В лицо он видел дьявола и Бога,

Пред ними не скулил и не вилял.

Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,

Он бил всегда за подлость по зубам,

Он никого на ставил на колени,

Поскольку никогда не станет сам.

Владимир Скобцов

Учитель: Стихотворением донецкого поэта Владимира Скобцова начинаем рассказ о нашем родном крае.

Богат и щедр он не только на природные ресурсы, но и на творческих, талантливых людей.

В начале жизненного пути каждый из нас открывает для себя слово «Родина». Наша родина со своим особым обликом, со своей величественной и неповторимой красотой всегда вдохновляла талантливых людей на создание художественных произведений. Творчество наших земляков питается соками родной земли. В их работах, будь то стихи, очерки, картины, мы находим тонко подмеченные черты реальной, повседневной жизни; умение слить в одно пейзаж и чувство любви к Родине. И облечь все это в неповторимый и художественный образ.

Ведущий 2. «Я из Донецка. Сейчас это для кого – диагноз, для кого – тавро, для кого – знамя... Я из Донецка. Мы тут ходим каждый день под Богом, мы живём – как в последний раз... Мы живём, несмотря ни на что, и пишем стихи.» Так говорит Марина Бережнева, поэтесса, гендиректор государственного предприятия по рекламе и массовым коммуникациям ДНР.

Ученик.

А кто-то расскажет нам страшные сказки потом,
Как спят на Донбассе от горя уставшие дети,
Как ветер в руинах над ними рыдает, о том
Как страшно ему – повидавшему много на свете…

А может, не сказки, но кто же поверит тебе,
Что можно – прямою наводкой – в окно детской спальни?
Что в чёрной, затмившей и разум и зренье злобе,
Так просто накрыть жилмассив артиллерией дальней.

Так просто по городу выпустить «града» пакет,
Ведь не разобрать – там блиндаж, или дети в подвале.
И кровь запечётся на пёстром цветном покрывале,
Плохая от «града» защита – их тоненький плед…

Потом – много слов и сюжетов покажут нам СМИ,
О том, что случилось, с кем сталось несчастье такое,
А мы посочувствуем, и ощущенье покоя
Исчезнет ненадолго, выпьем души за помин…

Но день промелькнёт, ночь придёт и усталости вал
Уносит, как прежде, и снова дела одолеют,
И мы позабудем на время, как пятна алеют
На маленьком пледике, что тех детей укрывал…

Ведущий 1. Стихотворения Марины Бережневой вошли в сборник гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов «Час мужества». (Слайд 10)

В сборник «Час мужества» вошли стихотворения 33 авторов, которых объединила одна тема – события 2014-2015 годов.

Ведущий 2. Стихотворения Анны Ревякиной, донецкой русскоязычной поэтессы, лауреата премии «творческая молодежь Донбасса 2012» в номинации «Поэт года» также вошли в этот сборник поэзии.

Русанов Владимир Адольфович – писатель, переводчик так говорит об Анне: «До знакомства с творчеством Анны Ревякиной я скептически относился к поэтической среде Донецка.

А вот тут подумалось: ведь Анне, с её потенциалом, надо было родиться и творить не в нашей провинциальной глуши, а где-нибудь на Манхэттене. Только Нью-Йорку с этим не повезло, а Донецку повезло.»

Ведущий 1. Анна Ревякина – автор нескольких поэтических сборников. Среди них книга с названием «Хроники города До». «Город До – это поэтическое имя моего города и вместе с тем название цикла стихотворений. До – это предлог как часть речи и основание для поступка. До – это мой дом, До – это доктор, которому не все равно. До – это дождь, который барабанит и оплакивает нашу участь», – таким образом Анна расшифровывает первую часть названия своей новой книги.

Линия фронта тянется внутри города,

мы на бульваре Пушкина жмёмся к зданиям,

всё, что мне было так бесконечно дорого,

вдруг превратилось в стеклянное дребезжание.

Книга Анны – «Шахтерская дочь» – поэма, посвященная памяти отца автора.

Поэма состоит из 33 стихотворений и рассказывает о простой донбасской девушке Марии.

Автор, презентуя книгу читателям, говорит:

«Это история о девушке двадцати двух лет от роду по имени Мария. В страшном пожарище нашей войны на родной земле в 2014 у неё погиб отец, погиб, защищая свой родной город, свой дом, свою семью – дочь Машу и жену. Мария – дочь, достойная своего отца, она принимает решение занять его место в строю после того, как отца принесли на щите. Возможно, другая девочка горевала бы как-то иначе, попыталась бы каким-то иным способом увековечить память отца, но Маша же избирает другой путь, героический: она отправилась в дикую донбасскую степь со снайперской винтовкой Драгунова. Не мстить, месть – чувство мелочных людей. Она уходит на фронт во имя возмездия. Она уходит для того, чтобы защитить свой любимый город, свою улицу, свою мать, для того, чтобы увековечить память об отце, для того, чтобы его подвиг не был напрасным».

И ещё, Анна Ревякина пытается донести следующую мысль о том, что, по ее мнению, очень важно: 

«Мне всегда казалось, что Донецк – неслучайный город и те события, которые разразились – они тоже неслучайные. Шахтеры изначально готовы принять смерть. Шахтер, опускаясь в шахту, беря свой отбойный молоток, садясь в клеть, знает, что его поджидает смерть за каждым углом. Он привык к ней, он разговаривает с нею на равных. Мне казалось, что забой и окоп – это тождественные понятия. В другом городе, возможно, сопротивление не было бы таким мощным, таким надрывным, таким смертельно опасным. В Донецке с точки зрения исторических хроник все говорит о том, что в традициях шахтерского края биться, бороться до конца, до последней капли крови, до самого жаркого пота. Я еще, прежде всего, и об этом писала, о героях прошлого, о героях настоящего, а не только о девочке Маше. Маша хоть и появляется с первой страницы книжки, но все равно первую половину поэмы речь идет об отце, о том, как он защищает город».

Есть одна особенность в «Шахтерской дочери»: Анна не написала ни одного текста без слез…

«Я была похожа на ребенка, на первоклассника, который только учится писать, я сидела и плакала над черновиками поэмы. «Шахтерская дочь» получилась со слезами на глазах».

«…Это был страшный август четырнадцатого года, два народа шли в лобовую. Николай с лицом черным, как добываемая им порода, прикрывал собою горящую передовую. На его руках умирали и воскресали, на его глазах открывались ходы в преисподнюю. Город детства его, город угля и стали, превращали в пустошь, в пустыню неплодородную…».

Учитель

По мотивам поэмы Анны Ревякиной обучающиеся школы подготовили проектную работу – инсценирование отрывка произведения.

Инсценирование отрывка поэмы А.Ревякиной «Шахтерская дочь»

Заключительное слово учителя. Искренне и задушевно говорят поэты и писатели о родном крае. Их произведения учат нас видеть, понимать, любить и разделять судьбу родной земли.

Глубокими корнями связан человек со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился.

На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем привлекательной свежести и яркости красок.

История и культура, быт и природа – все это становится частицей жизни, приобщает нас к высокому чувству любви к своей стране.

Наше мероприятие хотелось бы закончить стихотворением поэта Егора Воронова из сборника «Час мужества».

Ученик:

Донбасс не может быть красивым,

Как руки старого отца

И фронтовые негативы

На пыльной полке продавца.

Пропахший дымом и уставший –

Донбасс всегда был некрасив.

Спокойный, честный и бесстрашный,

Наполовину грек и скиф.

Он сотни раз в труде и быте

Сгорал дотла, минуя смерть.

Подобен сотне общежитий,

Готовый каждого согреть.

В шахтёрской робе и косухе,

С разбитой в драке головой,

Немного зол, но не напуган,

С улыбкой грустной и живой –

Донбасс идёт к своей Голгофе

Под крики сытых гордецов.

Да, некрасив мой край, панове,

Но я люблю его лицо.

Далее обучающимся раздаются листья дерева, вырезанные из цветной бумаги и даётся задание продолжить фразу «Донбасс для меня – это…», после чего желающие могут выйти на сцену, прикрепить свой лист к дереву, озвучить написанное. Таким образом, каждый может стать не только слушателем, но и участником мероприятия, выразить свою точку зрения.

 

Список использованной литературы

http://httpwwwskobtsovblogspotcom.blogspot.com/

https://www.stihi.ru/avtor/vskobtsov

http://revyakina.com/

http://russkiymir.ru/fund/press/190817/

https://www.youtube.com/watch?v=0BCeGy77kdQ