ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности ?Умелые ручки? составлена на основании следующих нормативных документов: Реализация рабочей программы предусматривает обучение учащихся 4 класса, имеющих нарушения интеллекта. Нормативную базу разработанной программы составляют: 1.Закон ?Об образовании в РФ? № 273 ? -ФЗ Принят ГД 21. 12. 2012 года Одобрен СФ 26 декабря 2012 года. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержден приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года. 3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ МОиН РФ № 1599, утвержден приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года ? 4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 ?Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи?. 5. Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) начального общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) 6. Учебный план ОГКОУ ?Школа №19? на 2023/2024 учебный год. Актуальность Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Направленность программы – общекультурная. Отличительная особенность программы. Своеобразие и отличительная особенность программы ?Умелые руки? – это широкий спектр предлагаемых видов декоративно-прикладной деятельности. Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества (оригами, аппликация, квилинг, поделки из бумажных салфеток, изонить, пластилинография, чеканка) и начального технического моделирования. Знакомясь с различными видами рукоделия, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, скорости освоения материала имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи, готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий, постановку новых задач в своем развитии Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся 4 д класса ТМНР (в соответствии с ФГОС вариант 2). Цель: Развитие моторной и сенсорной сферы у обучающихся ТМНР в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством. Задачи: сформировать мотивацию ребенка к занятиям декоративно-прикладным творчеством; учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. способствовать формированию умений и навыков безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ручного труда. воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность и аккуратность. развивать мелкую и общую моторику; стимулировать двигательную активность; Принципы, на которые ориентирована программа Принцип доступности Принцип системности Принцип наглядности Объём программы: 85 часов в год. Формы организации внеурочной деятельности. групповые занятия экскурсии музеи акции Виды деятельности. Игровая деятельность Познавательная деятельность Трудовая деятельность Методы обучения демонстрация и показ; беседы; словесный - игровой. Режим занятий- 3 раза в неделю Содержание программы. Программа предполагает изучение разнообразных видов декоративно – прикладного искусства: аппликации, художественного конструирования из бумаги, работы с природным материалом, лепки из пластилина и соленого теста и др. Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Она рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста и носит вариативный характер. В программе использованы методические материалы, рекомендованные для кружков декоративно – прикладного творчества. На занятиях применяются пособия, выполненные педагогом. Дети пользуются красками, кисточками, ножницами, нитками, иголками, бумагой и другими необходимыми материалами, принесенными из дома. Для конструирования из бумаги объемных предметов или выполнения народных предметов используются различные упаковки, спичечные коробки, пакеты, флаконы, раскрашивание изделий производится гуашевыми красками. Своеобразие декоративно – прикладного искусства позволяет применять на занятиях технику аппликации из различных материалов, технику оригами, лепку, мозаичное исполнение работ и др. Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Кол-во часов Дата Дата по факту Примечание І-триместр 1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем 1 6.09 2 3 4 Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки. 3 13.09 15.09 5 6 7 Панно – мозаика ?Мои любимые сказочные герои?, выполненное из салфеток, скатанных в шарики. 3 20.09 22.09 8 9 10 Обрывная аппликация. Фрукты 3 27.09 29.09 11 12 13 Объёмная аппликация из полос ?Букет?. 3 4.10 6.10 14 15 16 Игрушка ?Лиса?. 3 18.10 20.10 17 18 19 Игрушка ?Лягушонок?. 3 25.10 27.10 20 21 22 Какие бывают нитки? ?Цыпленок? 3 1.11 3.11 23 24 25 Удивительный материал – вата. ?Лебедь белая плывет …? Игрушка из ваты. 3 8.11 10.11 26 27 28 Зайчик из ватных шариков. 3 15.11 17.11 ІІ-триместр 29 30 31 Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. 3 29.11 1.12 32 33 34 Работа с соленым тестом. 3 6.12 8.12 35 36 37 Работа с соленым тестом. 3 13.12 15.12 38 39 40 Объемное плетение из двух полосок. ?Гармошка? 3 20.12 22.12 41 42 43 Объемное плетение из двух полосок. ?Весёлая гусеничка?. 3 10.01 12.01 44 45 46 Игрушка из ватных дисков. 3 17.01 19.01 47 48 49 Аппликация из деталей оригами.?Аквариумные рыбки?. Составление композиции (коллективная работа) 3 24.01 26.01 50 51 52 Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Цыплёнок. 3 31.01 2.02 53 54 55 Панно из семян. ?Подсолнух 3 7.02 9.02 56 57 58 Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба. 3 14.02 16.02 ІІІ-триместр 59 60 61 Апликация из геометрических фигур 3 28.02 1.03 62 63 Портрет из геометрических фигур 2 6.03 13.03 64 65 66 Открытка к Дню рождению 3 15.03 20.03 67 68 69 Открытка ?Весна идет? 3 22.03 27.03 70 71 72 Аппликация ?Золотая рыбка? 3 29.03 3.04 73 74 75 Обьемное изделие из пластилина ?Ежик? 3 17.04 19.04 76 77 78 Весеннее пано 3 24.04 26.04 79 80 Аппликация из квадратов .Квадрат 2 8.05 15.05 81 82 83 ?Майские цветы? Открытка. 3 17.05 22.05 84 85 2 24.05 4. Результаты освоения программы Личностные: положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; Предметные: Минимальный уровень -правильно организовать своё рабочее место; Достаточный уровень -соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла…), с пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин…); различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства; Учебный план. Внеурочная деятельность Направление Класс Количество часов в неделю Количество часов в год Общекультурное 4д 3 85 Условия реализации В частой смене видов деятельности на занятиях; упрощении задания, формулировок и инструкций, неоднократном их повторении и разъяснении; увеличении времени на выполнение заданий с учетом медицинских рекомендаций; соблюдении режима нагрузок и отдыха; организации коротких перерывов, проведении физкультурных пауз (в содержание включаются упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной работоспособности); проведении самомассажа пальцев рук перед началом практики; • отборе инструментов и расходных материалов по принципу удобства использования; постоянном педагогическом наблюдении за деятельностью обучающихся, правильности выполнения заданий, их эмоциональным и физическим состоянием; создании условия для общения со сверстниками; одобрении и поощрении в процессе работы 7. Формы контроля 1. Конкурсы различного уровня Выставки Методические материалы. 1 Наглядные пособия: схематические (готовые изделия, образцы, схемы, выкройки, шаблоны); естественные и натуральные (образцы материалов); объемные (макеты, образцы изделий); иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий; Список литературы для учителя 1. Богатова И.В. Оригами. Цветы. 54 модели. М., 2019. – 144 с. 2. Болдова М.Д., Копцева С.В. Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. М, 2019. – 256 с. Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. М., 2001. – 191 с. Леонова О. Рисуем нитью. СПб, 2005. – 124 с. Миронова О. Народная кукла. М., 2017. – 68 с Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 188 с. Новогодние поделки. Праздник Своими руками. М., 2017. – 80 с. Развивающие пальчиковые игры. М., 2010. – 144 с
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умелые ручки»