ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности ?Умелые  ручки? составлена на основании следующих нормативных документов: 

     Реализация рабочей программы предусматривает обучение учащихся 4 класса, имеющих нарушения интеллекта. Нормативную базу разработанной программы составляют:                                                                                          
1.Закон ?Об образовании в РФ? № 273 ? -ФЗ Принят ГД 21. 12. 2012 года Одобрен СФ 26 декабря 2012 года.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержден приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ МОиН РФ № 1599, утвержден приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года ? 
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 ?Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи?.
5. Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) начального общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
6. Учебный план ОГКОУ ?Школа №19? на 2023/2024 учебный год.
Актуальность                                              
Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья – нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. 
  Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества – значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. 
Направленность программы – общекультурная.    
            Отличительная особенность программы. Своеобразие и отличительная особенность программы ?Умелые руки? – это широкий спектр предлагаемых видов декоративно-прикладной деятельности. Программа предполагает постепенное знакомство учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества (оригами, аппликация, квилинг, поделки из бумажных салфеток, изонить, пластилинография, чеканка) и начального технического моделирования. Знакомясь с различными видами рукоделия, ребенок, исходя из своих возможностей и интересов, скорости освоения материала имеет возможность выбора выполнить то практическое задание среди предлагаемых, которое наиболее интересно и доступно для него. По желанию обучающегося для создания на занятиях комфортной среды допускается присутствие родителей, членов семьи, готовых принять участие в выполнении творческого задания. Это помогает ребенку в приобретении устойчивых навыков работы с различными материалами и инструментами, способствует укреплению семейных отношений и доверительного климата в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Участие детей в выставках, фестивалях, конкурсах разных уровней (от институционального до международного) является хорошим мотиватором для освоения обучающимися новых умений, технологий, постановку новых задач в своем развитии 
Адресат программы. 
Программа предназначена для обучающихся 4 д  класса  ТМНР (в соответствии с ФГОС вариант 2). 
Цель: Развитие моторной и сенсорной сферы у обучающихся ТМНР в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством. Задачи: 
сформировать мотивацию ребенка к занятиям декоративно-прикладным   творчеством; учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. 
способствовать формированию умений и навыков безопасной работы с инструментами и приспособлениями для ручного труда. воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность и аккуратность. 
развивать мелкую и общую моторику; стимулировать двигательную активность; 
Принципы, на которые ориентирована программа  
Принцип доступности  Принцип системности  Принцип наглядности 
           Объём программы:    85 часов в год.  
           Формы организации внеурочной деятельности. 
групповые занятия  
экскурсии 
музеи 
акции 
          Виды деятельности. 
Игровая деятельность 
Познавательная деятельность 
Трудовая деятельность 
    Методы обучения 
демонстрация и показ; 
беседы; 
словесный - игровой. 
   Режим занятий- 3 раза  в неделю  



 Содержание  программы. 
 
Программа предполагает изучение разнообразных видов декоративно – прикладного искусства: аппликации, художественного конструирования из бумаги, работы с природным материалом, лепки из пластилина и соленого теста и др. Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Она рассчитана на обучение детей младшего школьного возраста и носит вариативный характер. В программе использованы методические материалы, рекомендованные для кружков декоративно – прикладного творчества. На занятиях применяются пособия, выполненные педагогом. Дети пользуются красками, кисточками, ножницами, нитками, иголками, бумагой и другими необходимыми материалами, принесенными из дома. Для конструирования из бумаги объемных предметов или выполнения народных предметов используются различные упаковки, спичечные коробки, пакеты, флаконы, раскрашивание изделий производится гуашевыми красками. Своеобразие декоративно – прикладного искусства позволяет применять на занятиях технику аппликации из различных материалов, технику оригами, лепку, мозаичное исполнение работ и др. 
 
Календарно-тематическое планирование 

№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Дата по факту
Примечание

І-триместр

1
Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе колюще-режущими инструментами, клеем
 1
6.09



2
3
4
Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки.
3
13.09
15.09 



5
6
7
Панно – мозаика ?Мои любимые сказочные герои?, выполненное из салфеток, скатанных в шарики.
3
20.09
22.09



8
9
10
Обрывная аппликация. Фрукты
3
27.09
29.09 



11
12
13
Объёмная аппликация из полос ?Букет?.
3
4.10
6.10



14
15
16
Игрушка ?Лиса?.
3
18.10
20.10



17
18
19
Игрушка ?Лягушонок?.
3
25.10
27.10



20
21
22
Какие бывают нитки? ?Цыпленок?
3
1.11
3.11



23
24
25
Удивительный материал – вата. ?Лебедь белая плывет …? Игрушка из ваты.
3
8.11
10.11



26
27
28
Зайчик из ватных шариков.
3
15.11
17.11



ІІ-триместр

29
30
31
Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия.
3
29.11
1.12



32
33
34
Работа с соленым тестом.
3
6.12
8.12



35
36
37
Работа с соленым тестом.
3
13.12
15.12



38
39
40
Объемное плетение из двух полосок. ?Гармошка?
3
20.12
22.12



41
42
43
Объемное плетение из двух полосок. ?Весёлая гусеничка?.
3
10.01
12.01



44
45
46
Игрушка из ватных дисков.
3
17.01
19.01



47
48
49
Аппликация из деталей оригами.?Аквариумные рыбки?. Составление композиции (коллективная работа)
3
24.01
26.01



50
51
52
Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Цыплёнок.
3
31.01
2.02



53
54
55
Панно из семян. ?Подсолнух
3
7.02
9.02



56
57
58
Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба.
3
14.02
16.02



ІІІ-триместр

59
60
61
Апликация из геометрических фигур
3
28.02
1.03



62
63
Портрет из геометрических фигур
2
6.03
13.03



64
65
66
Открытка к Дню рождению
3
15.03
20.03



67
68
69
Открытка ?Весна идет?
3
22.03
27.03




70
71
72
Аппликация 
?Золотая рыбка?
3
29.03
3.04



73
74
75
Обьемное изделие из пластилина ?Ежик?
3
17.04
19.04



76
77
78
Весеннее пано
3
24.04
26.04



79
80
Аппликация из квадратов .Квадрат
2
8.05
 15.05



81
82
83
?Майские цветы? Открытка.
3
17.05
22.05



84
85

2
24.05
















 
4. Результаты освоения программы 
 
Личностные: 
положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала; 
уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям; Предметные: 
Минимальный уровень 
-правильно организовать своё рабочее место; 
Достаточный уровень 
-соблюдать технику безопасности и гигиену труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла…), с пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин…); 
различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их свойства; 
 
Учебный план. 
 
Внеурочная деятельность 


Направление 
Класс 
Количество часов в неделю 
Количество часов 
в год 

Общекультурное  
4д
3
85



 
Условия реализации 
В частой смене видов деятельности на занятиях; 
упрощении задания, формулировок и инструкций, неоднократном их повторении и разъяснении; 
увеличении времени на выполнение заданий с учетом медицинских рекомендаций; 
соблюдении режима нагрузок и отдыха; 
организации коротких перерывов, 
проведении физкультурных пауз (в содержание включаются 
упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной работоспособности); 
проведении самомассажа пальцев рук перед началом практики; • отборе инструментов и расходных материалов по принципу удобства использования; 
постоянном педагогическом наблюдении за деятельностью обучающихся, правильности выполнения заданий, их эмоциональным и физическим состоянием; 
создании условия для общения со сверстниками; 
одобрении и поощрении в процессе работы 
7. Формы контроля 
1. Конкурсы различного уровня 
Выставки 

 
 
Методические материалы.  
 
1 Наглядные пособия: 
схематические (готовые изделия, образцы, схемы, выкройки, шаблоны); 
естественные и натуральные (образцы материалов); 
объемные (макеты, образцы изделий); 
иллюстрации, слайды, фотографии и рисунки готовых изделий; 
 
 






























Список литературы для учителя 
 
1. Богатова И.В. Оригами. Цветы. 54 модели. М., 2019. – 144 с. 2. Болдова М.Д., Копцева С.В. Бумагия. Полное пошаговое руководство по современным бумажным техникам. М, 2019. – 256 с. 
Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. М., 2001. – 191 с. Леонова О. Рисуем нитью. СПб, 2005. – 124 с. 
Миронова О. Народная кукла. М., 2017. – 68 с 
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия развития, 2007. 
– 188 с. 
Новогодние поделки. Праздник Своими руками. М., 2017. – 80 с. 
Развивающие пальчиковые игры. М., 2010. – 144 с