Конспект занятия в младшей группе №4

познавательная деятельность: экспериментирование

«Волшебница-вода»

Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, не имеет запаха и вкуса, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Методы и приемы:

Методы:

 игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы:

 постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.

Оборудование: стаканчики по количеству детей по 2шт (с водой,  молоком, ложечки); стакан с кипяченой водой для питья по количеству детей, сахар; стаканчики с водой по количеству детей, баночки с краской разных цветов; салфетки тканевые).

Словарная работа: прозрачная, окрасилась.

Предварительная работа: беседы о воде и способах её применения, рассматривание иллюстраций по теме «вода», игры-эксперименты с водой.

Ход занятия:

Дети и воспитатель входят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: Утром встали малыши,

В детский сад свой пришли.

Вам мы рады, как всегда,

Гости здесь у нас с утра.

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! (дети приветствуют гостей, воспитатель предлагает присесть на стульчики).

Воспитатель:

 (загадка о воде)

Всё на свете я полью.

Всех от жажды я спасу

Пароходам без меня

Ни туда и ни сюда.

Угадайте, кто же я!

Я не камень, не песок

Мой сыночек ручеек.

Догадались, вы друзья

Как зовут меня.(вода)

Дети: Вода.

Воспитатель: Я не просто, так пришла

Волшебства вам принесла.

Я ведь Волшебница-вода

Без меня никак нельзя.

Сегодня вы обо мне узнаете много интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода? Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду.

Воспитатель: Какие молодцы, вижу, любите водичку. А для чего еще нужна вода?

Дети: Поливать цветы, мыть посуду, стирать вещи.

Воспитатель: А вы и стирать умеете?

Дети: Да, мы помогаем стирать маме.

Воспитатель: Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы. Тогда покажите мне, как вы умеете стирать.

Проводится пальчиковая гимнастика «Стирка».

Постираю чисто, с толком (имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку, (сжимают и разжимают пальцы)

Свитерок и брюки –

Устали мои руки! (встряхиваю обеими руками) .

Воспитатель: Ребята из чего состоит вода? (из капелек)

Правильно из капелек. А капельки веселые и любят играть. Давайте с вами поиграем.

Игра: Капельки.

1-2-3-4-5 любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазками миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли.

1-2, 1-2 (хлопают)

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посетить мою волшебную лабораторию, где можно узнать много нового и интересного о воде.

Предлагаю отправиться в путь прямо сейчас. А, чтобы нам легко шагалось

сейчас мыс вами скажем волшебные слова о воде.

Физкультминутка.

Мы по речке, мы по морю поплывем (волнообразные движения руками)

Мы по мостику болото перейдем (высоко поднимаем ноги)

Окунемся с головою в ручеек (приседание)

И присядем потихоньку на пенек (делают круг и садятся на свои места).

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в Царство-воды.

Вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить разные

опыты и фокусы. Давайте с вами вспомним правила при работе с водой.

Правила при работе с водой.

Коль с водой имеем дело,

           Рукава засучим смело.

Пролил воду — не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук — друг: он нам помог,

           И никто здесь не промок.

Одеваем фартук.

Воспитатель: Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы (на которых стоят стаканы с водой и с молоком).

ОПЫТ 1

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам стаканчики. Что в них? (Вода). А какая она? (Прозрачная, светлая). Давайте посмотрим, получится ли у нас спрятать в стакане с водой ложечку? Опустите свои ложки в стаканы с водой. Что мы видим?

Дети: Ложечку.

Воспитатель: Почему мы видим ложечку в воде?

Дети: Вода прозрачная и ложечку видно.

Воспитатель:  Дети, а теперь давайте посмотрим, что находится в других стаканах ?

Дети: Молоко.

Воспитатель: Какое оно?

Дети: Не прозрачное, белое.

Воспитатель: Давайте проверим, сможем ли мы спрятать ложечки в молоке? Возьмите ложечки и опустите их теперь в молоко. Видны ложечки или нет?

Дети: Нет, не видны

Воспитатель: Почему, мы не видим ложечки в молоке? (Ответы детей).

Воспитатель: Молоко не прозрачное и ложечку не видно. Сейчас снова посмотрите на стаканчики с водой. Делаем вывод - вода прозрачная.

ОПЫТ 2

Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Приглашаю к другому столу. Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?(Ответы детей).

Дети: Безвкусная.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса. А запах есть у воды? Понюхайте.(Ответы детей)

Дети: Нет, у воды нет запаха.

Воспитатель: Молодцы!

 Возьмите  сахар, опустите в воду,  размешайте  его ложечкой и попробуйте,  что получилось?

Воспитатель:  сахар растворился, вода стала какой?

Дети: сладкой.

Воспитатель: Делаем вывод: Оказывается, вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

ОПЫТ 3

Разноцветная вода.

Воспитатель: Какого цвета вода?

Дети: вода бесцветная

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами с помощью волшебных красок превратим нашу воду в другой цвет. Посмотрите, у вас в баночке стоит краска разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). Я произнесу волшебные слова:

Была водичка простой,

Стань водичка цветной .

А вы выливайте эти краски в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдёт! Давайте попробуем.

Произношу слова: Была водичка простой,

Стань водичка цветной

Дети берут краски и выливают их, наблюдая, как меняется цвет воды.

 Воспитатель: В какой цвет окрасилась водичка?(ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Ребята вам понравилось в моей лаборатории.(ответы детей) Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер, встать в круг и закрыть глазки.

1,2,3-Волшебница –вода, в детский сад нас всех верни.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Давайте расскажем нашим гостям, что мы сегодня узнали о воде.

Дети: Она прозрачная, не имеет вкуса, запаха, меняет цвет .

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь?

Дети: Да.

Воспитатель: А как мы с вами можем беречь воду?

Дети: закрывать кран, когда помыли руки; не выбрасывать мусор в речку; не тратить попусту воду.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ведь вода наша спутница всегда и без нее не может обойтись ни одно живое существо. Вот поэтому мы с вами должны беречь и экономить воду.

Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз, но сначала ответьте на вопрос, что получится, если в воду добавим жидкое мыло (мыльные пузыри).

Воспитатель: Правильно! (раздаю мыльные пузыри).

На этом наше занятие закончено.