Конспект занятия в младшей группе №4
познавательная деятельность: экспериментирование
«Волшебница-вода»
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, не имеет запаха и вкуса, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы и приемы:
Методы:
игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы:
постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: стаканчики по количеству детей по 2шт (с водой, молоком, ложечки); стакан с кипяченой водой для питья по количеству детей, сахар; стаканчики с водой по количеству детей, баночки с краской разных цветов; салфетки тканевые).
Словарная работа: прозрачная, окрасилась.
Предварительная работа: беседы о воде и способах её применения, рассматривание иллюстраций по теме «вода», игры-эксперименты с водой.
Ход занятия:
Дети и воспитатель входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: Утром встали малыши,
В детский сад свой пришли.
Вам мы рады, как всегда,
Гости здесь у нас с утра.
Поздоровайтесь, друзья!
Дети: Здравствуйте! (дети приветствуют гостей, воспитатель предлагает присесть на стульчики).
Воспитатель:
(загадка о воде)
Всё на свете я полью.
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня
Ни туда и ни сюда.
Угадайте, кто же я!
Я не камень, не песок
Мой сыночек ручеек.
Догадались, вы друзья
Как зовут меня.(вода)
Дети: Вода.
Воспитатель: Я не просто, так пришла
Волшебства вам принесла.
Я ведь Волшебница-вода
Без меня никак нельзя.
Сегодня вы обо мне узнаете много интересного. А как вы думаете, для чего нужна вода? Дети: чтобы пить, мыть руки, готовить еду.
Воспитатель: Какие молодцы, вижу, любите водичку. А для чего еще нужна вода?
Дети: Поливать цветы, мыть посуду, стирать вещи.
Воспитатель: А вы и стирать умеете?
Дети: Да, мы помогаем стирать маме.
Воспитатель: Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы. Тогда покажите мне, как вы умеете стирать.
Проводится пальчиковая гимнастика «Стирка».
Постираю чисто, с толком (имитация стирки)
Рубашку, кофту и футболку, (сжимают и разжимают пальцы)
Свитерок и брюки –
Устали мои руки! (встряхиваю обеими руками) .
Воспитатель: Ребята из чего состоит вода? (из капелек)
Правильно из капелек. А капельки веселые и любят играть. Давайте с вами поиграем.
Игра: Капельки.
1-2-3-4-5 любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазками миг-миг
Мы плечами чик-чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали
Руки к верху все подняли.
1-2, 1-2 (хлопают)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посетить мою волшебную лабораторию, где можно узнать много нового и интересного о воде.
Предлагаю отправиться в путь прямо сейчас. А, чтобы нам легко шагалось
сейчас мыс вами скажем волшебные слова о воде.
Физкультминутка.
Мы по речке, мы по морю поплывем (волнообразные движения руками)
Мы по мостику болото перейдем (высоко поднимаем ноги)
Окунемся с головою в ручеек (приседание)
И присядем потихоньку на пенек (делают круг и садятся на свои места).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в Царство-воды.
Вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить разные
опыты и фокусы. Давайте с вами вспомним правила при работе с водой.
Правила при работе с водой.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Одеваем фартук.
Воспитатель: Давайте рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы (на которых стоят стаканы с водой и с молоком).
ОПЫТ 1
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам стаканчики. Что в них? (Вода). А какая она? (Прозрачная, светлая). Давайте посмотрим, получится ли у нас спрятать в стакане с водой ложечку? Опустите свои ложки в стаканы с водой. Что мы видим?
Дети: Ложечку.
Воспитатель: Почему мы видим ложечку в воде?
Дети: Вода прозрачная и ложечку видно.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте посмотрим, что находится в других стаканах ?
Дети: Молоко.
Воспитатель: Какое оно?
Дети: Не прозрачное, белое.
Воспитатель: Давайте проверим, сможем ли мы спрятать ложечки в молоке? Возьмите ложечки и опустите их теперь в молоко. Видны ложечки или нет?
Дети: Нет, не видны
Воспитатель: Почему, мы не видим ложечки в молоке? (Ответы детей).
Воспитатель: Молоко не прозрачное и ложечку не видно. Сейчас снова посмотрите на стаканчики с водой. Делаем вывод - вода прозрачная.
ОПЫТ 2
Воспитатель: Я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Приглашаю к другому столу. Детям предлагается кипячёная вода, каждому). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?(Ответы детей).
Дети: Безвкусная.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса. А запах есть у воды? Понюхайте.(Ответы детей)
Дети: Нет, у воды нет запаха.
Воспитатель: Молодцы!
Возьмите сахар, опустите в воду, размешайте его ложечкой и попробуйте, что получилось?
Воспитатель: сахар растворился, вода стала какой?
Дети: сладкой.
Воспитатель: Делаем вывод: Оказывается, вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
ОПЫТ 3
Разноцветная вода.
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети: вода бесцветная
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами с помощью волшебных красок превратим нашу воду в другой цвет. Посмотрите, у вас в баночке стоит краска разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). Я произнесу волшебные слова:
Была водичка простой,
Стань водичка цветной .
А вы выливайте эти краски в стаканчик с водой и посмотрим, что произойдёт! Давайте попробуем.
Произношу слова: Была водичка простой,
Стань водичка цветной
Дети берут краски и выливают их, наблюдая, как меняется цвет воды.
Воспитатель: В какой цвет окрасилась водичка?(ответы детей)
Воспитатель: Делаем вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Ребята вам понравилось в моей лаборатории.(ответы детей) Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер, встать в круг и закрыть глазки.
1,2,3-Волшебница –вода, в детский сад нас всех верни.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад. Давайте расскажем нашим гостям, что мы сегодня узнали о воде.
Дети: Она прозрачная, не имеет вкуса, запаха, меняет цвет .
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь?
Дети: Да.
Воспитатель: А как мы с вами можем беречь воду?
Дети: закрывать кран, когда помыли руки; не выбрасывать мусор в речку; не тратить попусту воду.
Воспитатель: Молодцы ребята! Ведь вода наша спутница всегда и без нее не может обойтись ни одно живое существо. Вот поэтому мы с вами должны беречь и экономить воду.
Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз, но сначала ответьте на вопрос, что получится, если в воду добавим жидкое мыло (мыльные пузыри).
Воспитатель: Правильно! (раздаю мыльные пузыри).
На этом наше занятие закончено.