Фамилия, имя педагога: Полозова О.Л.

Должность: учитель-логопед

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: группа старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Форма: интегрированное занятие.

Тема: «Волшебное путешествие». Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.

Упражнять в согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.

Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.

Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи предлогов.

коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.

Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.

Используемые методы и приемы:

Игровые: создание проблемной ситуации: дети определяют, где спрятаны сокровища, отгадывают загадки, отвечают на проблемные вопросы;

Словесные: оценка выполнения заданий педагогом, указания к выполнению заданий.

Наглядные: острова, семейства животных, кормление крокодила, книга Чародея, кокосы с фонематическим заданием, бутылка с пиратским письмом, карта пиратов.

Практические: выработка направленной воздушной струи, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, ориентация в пространстве.

Оборудование: индивидуальные зеркала; острова; картинки семей животных, крокодила, продукты питания, бутылка пиратов с заданием; кукла чародея, книга заданий, обезьяны, кокосы с заданиями; острова из ткани с сундуком сокровищ; камни для мелкой моторики; части буквы р для сбора.

Предполагаемый результат:

- умеет правильно артикулировать звук [р], произносить его в разных позициях в словах, словосочетаниях, предложениях;

- владеет фонематическим анализом, синтезом, представлением;

- умеет ориентироваться на листе бумаги;

- владеет умением работать в команде.

Длительность занятия -30минут

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Доброе утро, ребята! Сегодня у нас совершенно необычный день! День Речи и День Книги! Но случилось непредвиденное, посмотрите, старинная книга сказок оказалась в беде. Самая древняя и главная страница книги потеряла одну Букву и теперь мы не можем ее прочитать и узнать мудрое изречение сказок. Скажите, вы не против отправиться на поиски главной Буквы для книги и найти это сокровище. Посмотрите, у нас даже есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровище. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Вы догадались, что это за звук? Дети: Р-р-р. Ребята, а какой это звук? (согласный, твердый, звонкий)

II. Сообщение темы занятия.

Логопед: - В морском путешествии вас ждут приключения и задания. Будьте внимательны, красиво и четко произносите звук [р]. Тогда вас ждет успех.

III. Работа над темой.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - На чем вы отправитесь в путь? (на корабле). Правильно, но нам нужно его укрепить, он очень долго простоял без дела. Берем длинные, гибкие доски и проверяем их на прочность (упражнение “Качели”). Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”). Нужно не забыть поставить парус (упражнение “Парус”).

Красивый у нас корабль получился?

2. Изолированное произнесение звука [р] тихо-громко

Логопед: - Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

3. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

Логопед: - Ветер наполнил парус (дети дуют на парус корабля). Молодцы!

Но, где же нам искать сокровище? У нас есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровище. Берем курс на первый остров!

Динамическая пауза “Девиз друзей! ”

Мы плывем по морям

Обгоняя ветер

Вниз волна, вверх волна,

У нас у всех мечта одна

Мы сокровища найдем

И друзей приобретем!

Посещение первого Необитаемого острова

4. Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”.

Логопед: - Первый остров оказался необитаемый, но у нас есть животные, которым негде жить. Давай поселим их здесь. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

Дети, начиная с первого животного называют его, определяют, есть ли нужный звук.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

Логопед: - Звери благодарны вам, приглашают играть в прятки.

Логопед: - Поплывем к следующему острову. Прокладываем путь (ребенок чертит линию до следующего острова).

Динамическая пауза “Девиз друзей! ”

Мы плывем по морям

Обгоняя ветер

Вниз волна, вверх волна,

У нас у всех мечта одна

Мы сокровища найдем

И друзей приобретем!

Посещение второго Острова – Крокодилов

Здравствуйте ребята! Зачем пожаловали на мой остров? (Сокровища) Сокровищ здесь нет! Вы попали на остров «Крокодилов» - зеленых, страшных, зубастых и очень голодных. Поэтому мы папуасы стараемся их подкармливать, чтобы они наше племя не съели. А вы хотите стать обедом или ужином? Тогда давайте накормим их. У вас на корабле есть запасы? Отлично, есть пирожки. Угощаем крокодилов и считаем так: один пирожок, два пирожка, … четко и правильно проговаривайте звук р.

Крокодил благодарит вас за угощение. А теперь давайте предложим ему только те продукты в названии которых есть звук -р- . (поднимаете карточку вместе называете, если есть звук кормите крокодила).

Спасибо, теперь моему племени ничего не угрожает! Ой, ой, что это выплыло? Аааа, это же бутылка настоящих пиратов, узнаем, что в ней?

Пираты угрожают нам и говорят, что если не выполним их задание они потопят ваш корабль! Нужно громко произнести их клич, чтобы они услышали и уплыли от нас:

Ра-ра-ра – высокая гора

Ро-ро-ро – новое ведро

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

Вы настоящие храбрецы, за это дарю вам частичку острова. Прощайте, спокойной воды вам.

7Динамическая пауза “Девиз друзей!

Мы плывем по морям

Обгоняя ветер

Вниз волна, вверх волна,

У нас у всех мечта одна

Мы сокровища найдем

И друзей приобретем!

Посещение третьего Острова – Чародея

ООО, доброе утро! Я Волшебник, Чародей. Я знал, что вы ко мне пожалуете! Значит сокровище ищите? Подскажу вам я, только исправьте сначала ошибки в моей книге. Рассеянный я стал, наверняка что-нибудь напутал.

Дровами рубят топор. На радуге – небо.

Крышка накрыта ведром. Дорога едет по грузовику.

Горшок растет в розе. Забор красит Рому.

(Ребята исправляют, произносят предложение в правильном варианте и выбирают соответствующую картинку)

Молодцы! Клад спрятан на последнем острове, там, откуда вы пришли. Уже недалеко! А теперь ищите бананы!

Динамическая пауза “Девиз друзей! ”

Мы плывем по морям

Обгоняя ветер

Вниз волна, вверх волна,

У нас у всех мечта одна

Мы сокровища найдем

И друзей приобретем!

Посещение четвертого Острова – Магистра Обезьян

Магистр Обезьян:

Прыгают детки

С ветки на ветку

Собирают бананы,

Кокосы, конфетки

Я Магистр – обезьян

А кто пожаловал сегодня к нам?

Что вы хотите, сознавайтесь!

Сокровищ нет у нас друзья, но частичку острова я дам! Только если играть будете по моим правилам. Согласны? Найдите мне все кокосы, я очень плохо вижу. Кокосы у нас не простые, в них спрятались картинки. Называйте картинки и определяйте, где звук –р- в слове: начале, середине или конце. Кладите в нужную корзинку (начало, середина, конец) Говорить нужно по правилам: Согласный звук –р- находится в начале слова и т.д.

Где кокосы?

Что же заслужили награду, берегите, дарю! Прощайте!

Логопед: - Вот вы и вернулись ко мне на последний остров. Ребята, где вы были? Как назывался 1остров, 2остров, 3остров, 4остров? Вам что-нибудь хозяева - островов подарили? (дети собирают элементы буквы Р и называют ее). Ура! Давайте теперь попробуем прочитать страницу старинной книги.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

Логопед: - Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Вам понравилось наше путешествие? Как думаете, что получилось лучше всего, что вызвало трудности? Какой звук помогал вам в поиске сокровища? (р-р-р)

Используемая литература.

1.Баскакина И.В., Лынская М.И. Рычалочка. Логопедические игры. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010.

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Издательство: Сфера, 2011.

2.Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина. М.: Просвещение, 1994.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С.- Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.