Конспект открытого музыкального занятия по теме Север.
Цель: Расширить представление детей о красоте музыкальной культуре народов Севера, их быте и фольклоре.
Задачи:• Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
• Обобщать и закреплять у детей представления о Северном полюсе, его природе, обитателях.
• Развивать певческие способности, музыкальную память, чувство ритма, совершенствовать пространственное ориентирование;
• Развивать игровое и танцевальное творчество, воображение;
• Развивать исполнительские навыки в пении и танце.
Ход занятия:
Муз. рук-ль:Здравствуйте, ребята! Посмотрите какой у меня сегодня необычный наряд. Такую одежду носят народы севера якуты и ненцы. Ребята, вы хотели бы узнать, как живут люди на севере и чем они занимаются?
Тогда, я предлагаю вам отправится на север в Арктику! Хотите? Путь нам предстоит не близкий! Все готовы? Ну, тогда, поехали!
Физминутка
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет!
Мы летим над облаками,
Машем папе, машем маме.
Тут стоп - поворот, сядем мы на теплоход.
Теплоход плывет, плывет,
Он нас в Арктику везет.
Вот, мы и приехали! Звучит музыка (вой вьюги)
- Ребята, что вы слышите? (музыка зимы, метели). Раз воет вьюга и дует ветер, значит, мы точно попали в Арктику. А вы знаете, что зима в Арктике длится целых 9 месяцев.
А вообще, ребята, зима, даже в Арктике бывает разная и суровая, морозная и мягкая, теплая. Сейчас вы в этом убедитесь.
Давайте сделаем привал, присядем. Сейчас мы послушаем отрывок из музыкального произведения, которое называется «Зима», а написал это произведение итальянский композитор Вивальди.
• Активное слушание. «Зима» Вивальди
Муз. рук-ль: Какой показана зима в этом музыкальном произведении? Какая по характеру музыка? (ответы детей)
Правильно, тревожная, сердитая, колючая
- Хотите показать такую зиму? (да)
- Можете взять султанчики и показать колючую, сердитую зиму.
-А теперь послушаем отрывок другого муз.произведения. Но название его я вам пока не буду называть. Внимательно прослушав, вы догадаетесь сами.
• Активное слушание.
«Снежный вальс» (мюзикл «Снежная Королева»)
- А сейчас что вы услышали? (тоже музыка зимы (Снежный вальс)
- Какая зима? (мягкая, спокойная, снег кружится, тихо падает)
- Хотите показать такую зиму? (да)
Муз. рук-ль:Ребята, что – то совсем холодно стало! Нам надо согреться! Давайте я вам покажу несколько движений, как согреваются жители севера. Повторяйте за мной! Разучиваем движения.
Муз. рук-ль: А сейчас мы исполним эти движения под ненецкую песню.
Ненецкий танец
Муз. рук-ль: Еще жители севера играют на разных музыкальных инструментах. И один из них- это? (показывает бубен)
Дети: Бубен.
Муз. рук-ль: Сейчас становитесь в круг, и мы поиграем в игру «Эхо». Сначала я покажу ритм, а вы его повторите. Затем, кто правильнее всех повторит, тот будет показывать свой ритм.
Ритмическая игра «Эхо»
Муз. рук-ль: Ребята, скажите, к какому большому празднику сейчас готовятся все жители России?
Дети: К Новому году!
Муз. рук-ль: Мы с вами тоже готовимся к Новому году и, выучили песню «К нам приходит Новый год!» Давайте ее споем!
Песня «К нам приходит Новый год»
Скажите, сколько куплетов в песне? А сколько припевов? Выложите схему. Дети выкладывают схему песни – снежинка – это куплет, а сосулька – это припев.
Муз. рук-ль: Ребята, может быть, кто-то из вас знает, какой самый главный транспорт у якутов и ненцев?
Правильно – это олени? Невозможно представить северный край без гордых, свободолюбивых оленей. И сейчас мы с вами поиграем в народную ненецкую игру «Важенка и оленята»
Важенка – это мама олениха. Выбираем маму Важенку и волка.
Здесь сидит волк. А здесь домик важенки и оленят (обручи). Я буду говорить слова, после слов под музыку оленята бегают, резвятся на слова «волк идёт»- быстро убегают за черту (домой).
Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, всё, что не понятно.
Топают по снегу оленята малые,
Терпеливо слушают наставленья мамины.
Муз. рук-ль: А сейчас, мы усложним игру. Я не буду говорить слова «волк идет», вы сами должны ушками услышать музыку волка и убежать в домики
Игра «Важенка и оленята»
Муз. рук-ль: Ну, что ж, ребята, пора нам возвращаться домой! Давайте попрощаемся с жителями Арктиктики, и скажем слово до свидания на ненецком языке, а звучит оно так ла –кам –бой!
Дети: Лакамбой!- до свидания!
Муз. рук-ль: Поехали домой!
Сели мы на теплоход, пересели в самолет!
Отправляемся в полет, детский сад уже нас ждет!
Вот и наш любимый детский сад! Понравилось вам наше путешествие?
Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?
А что мы узнали об Арктике? Правильно, там живут разные народы, они любят танцевать, петь и играть, как и мы с вами.
Занятие окончено. До свидания!