«Воспитание детей цифровой эпохи: вызовы, стратегии, смыслы»

Человек своими руками сотворил электронную эпоху. Мы практически сумели создать с помощью Сети невиданные прежде возможности накопления огромного количества информации. Однако сегодня важно понять, каким образом управлять все нарастающим информационным потоком, как сохранить и преумножить ценностные и смысловые знания и вместе с тем избежать соблазна превратить интернет-технологии в мощный информационный ресурс.

Интернет стал катализатором того, что возникли и развиваются мощнейшие по своему охвату и влиянию социальные сети, их можно уже назвать целыми социально-информационными системами. Человек становится все больше воспитан сетями и Интернетом, а не только систематическим усвоением знаний, ценностями семьи и прежними традициями. Конечно, дети быстро могут все освоить и сами. Но лучше учиться на чужом опыте, чем стать жертвой фишинга, программы-вымогателя или мошенника самому. Быть современным родителем ужасно трудно, уравновешивая необходимость обезопасить своих детей в сети Интернет, а также осваивать важные цифровые навыки, которые им понадобятся в зрелом возрасте.Если хотите чему-то научить ребенка, вы должны освоить это сами. Лишь многолетний родительский опыт позволит понять мудрость такого подхода. Мы открываем для них мир. Поэтому мы должны сами разобраться и вникнуть, прежде чем учить своих детей. Если мы хорошо готовимся и вникаем в технологический прогресс, то можем рационально говорить обо всем этом со своими детьми. Правила поведения, которые мы хотим привить своим детям, сначала нужно принять нам самим. Дети вряд ли когда-то это признают, но они любят правила. Даже если они восстают против них, правила делают их мир более упорядоченным и безопасным. Не допускайте неясностей в вопросе собственных границ допустимого. Чем более простыми и понятными будут правила, тем лучше. Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог. Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.

Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.

Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может пона

добиться и для домашней работы)

Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.

Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить. Находите всей семьей время для обедов, развлечений и каникул. Накройте обеденный стол и вместе сходите на аттракционы, проведите семейные выходные без телефонов. Неторопливое время вместе плодотворно снижает напряжение рабочего дня. Что случилось в течение дня ? Общение с детьми зачастую происходит именно во время ужина. Это общение носит более глубокий характер во время семейных каникул.

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл»,  свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений. Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. Наша главная забота – «кормить своих детей за нашим столом». Сделать для них ценными отношения с братьями, сестрами, дядями, тетями — возможность эмоциональной и психологической близости. Пусть у них будут профили на Фейсбуке, пусть они пользуются социальными сетями, но это не должно быть то место, где они живут. Если ты ориентирован на ровесников, ты живешь в соцсетях. Вопрос не в том, есть ли у тебя профиль в соцсетях, а в том, откуда ты получаешь питание, чем именно ты питаешься. Где ты насыщаешься чувством принадлежности. Проблема в этом. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию. Ему также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать. Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками. Самые основные — это повышение благосостояния детей и семей с детьми, современная инфраструктура детства, обеспечение безопасности детей, всестороннее образование, культурное развитие, развитие физкультуры спорта и целый ряд других направлений. Общение в сети разрушает детскую зависимость от взрослого, который должен удовлетворить потребность в привязанности. Только взрослый может быть источником ответов на все вопросы и удовлетворять потребности ребенка. Это подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, мы также должны учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.