«Воспитание эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями живописи»
Эстетическая воспитанность – главный критерий человеческой культуры, главное отличие от других высших живых организмов в природе. Чувство прекрасного, понимание произведений искусства, эстетический вкус личности складываются в воспитательном процессе. В условиях свободного самовыражения и выбора эстетических объектов сегодня каждый человек волен по своему вкусу определять, что есть «красиво-некрасиво» или «нравится-не нравится». При этом зачастую у людей вкусы диаметрально разнятся, вызывая различные чувства и отношения, вплоть до серьезных противоречий [2, с. 72]. Воспитание эстетического вкуса – одна из наиболее сложных задач, успешное осуществление которой, является важнейшим критерием эффективности всего эстетического воспитания в целом.
Важнейшей задачей эстетического воспитания детей является формирование и развитие эстетического вкуса. Эстетический вкус значительно шире художественного вкуса, который проявляется в тех случаях, когда оцениваются произведения искусства.
Исследованием проблемы эстетического вкуса как категории эстетики занимались известные философы и просветители: Ж.Ж.Руссо, В.Г.Белинский, А.И.Герцен. Ж.Ж.Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его «чувствительности»), и от среды, в которой он живёт. Воспитанию эстетического вкуса детей и молодежи придавали большое значение отечественные философы В.П.Тугаринов, А.Ф.Лосев, В.С.Готт и др.
В трудах учёных Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Л. А. Л. В. Куцаковой, и др., исследовавших проблемы воспитания и развития детей указывается на необходимость совершенствования методов и средств эстетического воспитания в дошкольном возрасте, подчеркивается влияние эстетического воспитания на интеллектуальное развитие ребенка.
Искусство – одно из средств эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов и звуков [3, с. 54].
В качестве эффективного средства по художественно-эстетическому развитию является ознакомление дошкольников с произведениями искусства. Приобщение к искусству способно не только развивать в детях чувство прекрасного, а так же помогает в развитии изобразительных навыков в рисовании. Произведения искусства помогают детям воспринимать многообразие мира через чувственное восприятие. Дети испытывают различные эмоции при восприятии разнообразия форм, богатства цветов, цветовых сочетаний того или иного произведения [1, с. 16]. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное расположение предметов и частей. Занимаясь рисованием, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.
Эстетический вкус способен развиваться не только стихийно, но и целенаправленно, в результате проведения продуманной системы эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях. В процессе рассматривания произведений дети должны научиться воспринимать их эстетически, испытывая радость от общения с искусством, чтобы развился их художественный вкус.
По отношению к детям дошкольного возраста можно выделить одну главную задачу, это – закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений.
Воспитание эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художников помогает научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
В своей работе по ознакомлению детей с произведениями живописи мы ставим следующие дидактические задачи:
Знакомить детей с различными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, батальная, жанровая живопись) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;
Расширять представления о художественных средствах живописи (мазок, линия, форма, фактура, цвет, цветотень, колорит, композиция, перспектива, контраст);
Развивать художественно-творческие способности детей (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать изобразительный материал, средства, экспериментировать с ним при создании образа).
Методы, используемые при ознакомлении детей с произведениями искусства:
Искусствоведческий рассказ. Помогает создать интерес к картине, сформировать умение внимательно её рассматривать и эмоционально откликаться на её содержание. В рассказе рассказывают название картины, фамилию художника, о чём написано произведение, что в нём главное, как оно изображено и т. д.
Сопоставление произведений разных художников. Например, детей знакомят с картинами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая такие картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображаемому.
Использование игровых приёмов. Они сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность, вызывают интерес к произведению, формируют положительное отношение к искусству в целом.
Использование поэтического текста. Он оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её. Поэтический текст помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа.
Условия для формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи:
- предметно-пространственная эстетически развивающая среда ДОУ, создана не только в соответствии с ФОП ДОУ, но и по «законам красоты» и окружает ребенка произведениями живописи;
- разработаны и реализуются на практике игровые технологии, предусматривающие формирование основ эстетического вкуса дошкольников посредством живописи;
- организуются экскурсии к живописным уголкам природы, к достопримечательным местам города;
-реализуется содержательное общение с социокультурными центрами.
Общение с живописью формирует у ребенка не только эстетический и художественный вкус, умение оценить красоту картины, но и способность дать правильную оценку различным явлениям жизни общества, нравственному поведению человека, общественным событиям, а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни. Дети начинают интересоваться произведениями искусства, высказать собственную точку зрения, давать оценку произведению, проникаться теми чувствами, переживаниями, отношениями, которые несут в себе произведения искусства
Дошкольный возраст - это особенный, сензитивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни детей играет воспитатель, семья, все его окружение. Именно в этот период возможно не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.
Литература:
1. Волошкина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М.И. Волошкина // Начальная школа. – 2000. – №1. – С. 13–20.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова. – М.: Изд-во Скрипторий. – 2008. – С. 72.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / ред. Т.С. Комарова. – 5-е издание. – М.: Просвещение. – 2011. – С. 54.