муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 11 «Золотой ключик»
«Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»
воспитатель: Базарова Елена Викторовна
высшая квалификационная категория
Введение
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Джордж Гордон Байрон
Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в «Указе о национальных целях развития до 2030 года».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Целью, которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Являться патриотом, означает чувствовать себя обязательной составляющей своего Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертами национального характера.
1.1.Актуальность
В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Очевидна проблема воспитания патриотизма, которая приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной важности.
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается с взаимоотношения к самым родным и близким – маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и стране в целом. Весьма значимо знакомить детей с историческими событиями, географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края. Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного возраста.
Для дошкольного возраста характерна наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы, обеспечивающей формирование основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки».
1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям. Для достижения поставленной цели, разработан целый комплекс задач:
Образовательные:
- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств детей в условиях детского сада;
- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям; представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;
Развивающие:
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному наследию России средствами эстетического воспитания;
- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.
1.3. Проектируемые результаты
- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.
- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. · Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.
- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.
- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.
- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.
- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.
В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение мероприятий патриотической направленности.
1.4 Направления и формы работы
Основные направления работы:
1. Здоровьесберегающее
2. Духовно-нравственное
3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)
4. Гражданско-патриотическое
5. Экологическое воспитание
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности: во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах, самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.
Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.
В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю наиболее эффективным методом - проектный метод, который позволяет создать естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников.
Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы всех участников проекта:
· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в соответствии с профессиональным уровнем;
· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;
· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:
«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга».
Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.
В работе необходимо придерживаться принципов: целостности в единстве обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системности с другой; учета возрастных, индивидуальных особенностей, атмосферы доброжелательности и взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.
Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре, исторической памяти.
В практике воспитательной работы начиная, придерживаемся методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории, начиная с 1 мая 2022 г.
Поэтому содержание работы по реализации поставленных задач строится по тематическим блокам.
Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.
В своей работе использую различные формы работы с детьми:
- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная). Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи, а также использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и т. д.
- игровая деятельность. Игры также способствуют решению задач патриотического воспитания. Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» (златоглавый, красно каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».
- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых действий.
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества.
- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу.
- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж для военной техники, военный корабль.
- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.
- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Меткий стрелок», «Пройди, не замочив ног», «Преодолей препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
Взаимодействие с родителями.
Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
- совместная деятельность детей и родителей;
- конкурсы;
- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
- опросные методы (анкеты, тесты).
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения поставленных задач:
- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России, моего края и ее исторические корни»;
- анкетирование,
- мастер-класс, открытые занятия.
Заключение
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит, какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.