* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c7 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Placeholder Text {color: #808080;}

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» Хвастовичского района Калужской области

Исследовательская работа на тему:

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет через песни военных лет».

Содержание .

Введение……………………………………………………..3-5 стр.

Актуальность

Значимость

Цель

Задачи

Гипотеза

Патриотизм в музыкальном воспитании ………………….6-9 стр.

Практическая часть…………………………………… 10-11 стр.

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

.

Формы работы с воспитателями.

Ожидаемые результаты.

Этапы реализации работы………………………………..12-15стр.

Результаты исследовательской работы…………………16-17стр.

Заключение………………………………………………….18-19стр.

Введение .

Знание только тогда знание, когда

Оно приобретено усилием мысли, а

не памятью.

Л.Н. Толстой.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи - одно из важнейших качеств человека. Ребёнок с рождения - первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Использования метода проектов в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, у детей появляется собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Это объясняется его потенциальной интегративностью , соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация дошкольного образования.

Педагоги, дети подготовительной группы и родители занимались проектом « Воспитание нравственно- патриотических чувств у детей через песни военных лет» .Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования в образовательной области « Познавательное развитие» говориться «… о формировании первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства(словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, сопереживания персонажам музыкальных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей».

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Актуальностью данной темы является неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Нарушилось преемственность поколений и прежде всего, в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Проблема формирования нравственного здоровья отошла на второй план. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности.

Я считаю, патриотизм — это сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Музыка всегда воздействовала на человека. А в годы войны, особенно. Марши, заставляли поддерживать боевой дух, во время привала - песни о доме, о любимой - согревали душу, давали кратковременную передышку напряжению. Не случайно в годы войны создавалось много песен и стихов. Песни Великой Отечественной войны поют и сейчас, спустя почти 70 лет. Современные дети с удовольствием слушают и разучивают песни военных лет. Реализация проекта «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет через песни военных лет» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.

Значимость:   На мой взгляд, музыкальное воспитание имеет большое значение в нравственно  - патриотическом становлении личности ребенка. Музыка вызывает у слушателей разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или личную печаль, формирует его моральный облик. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности. С большим интересом дети поют и слушают песни военных лет. У каждой песни - своя жизнь. Одна проживается мгновенно, как мотылек; едва появившись, тотчас умирает. Но есть песни со счастливой судьбой - долго живут и не старятся, всегда любимы народом. Такие песни очень важны для возбуждения гражданских чувств детей, они обогащают детей знаниями о великих событиях нашей страны, развивают интерес к ним, восхищение смелостью и отвагой. Я хотела, чтобы связь между поколением, пережившим самую страшную войну, и подрастающим поколением не оборвалась, а наоборот восстановилась.

Цель:

Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств, любви к Родине через песни военных лет.

Задачи:

Обогатить предметно-пространственную среду

в соответствии с темой.

Знакомить детей с песнями военных лет, историей их создания и

способствовать расширению представлений

детей о влия

нии их на воспитание патриотических чувств.

Разработать перспективный план работы с семьёй с учётом темы проекта.

Тип проекта: краткосрочный, практика – информационный.

Участники: дети подготовительной группы , музыкальный руководитель, родители, воспитатели.

Продолжительность: 9 месяцев.

Гипотеза: Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста будет успешным:

- если будут установлены позитивные отношения с родителями и общественностью;

- если будут построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

- если будут расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

- если будет организована система взаимодействия ДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.

Патриотизм в музыкальном воспитании.

На мой взгляд, преимущества патриотизма заключаются в следующем:

Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм несёт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно и осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Дело искусства – сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его и духовный мир. Подобно живописи, театру, поэзии, музыка является художественным отражением жизни. Я считаю , что музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни. Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой эмоциональной глубиной. Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры, обладает звука изобразительными возможностями. Она несёт в себе целостное миросозерцание.

Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, пробуждающих в нём чувство радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказывается на пути, который приведёт его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.  

На музыкальных занятиях много внимания уделяется воспитанию у детей привязанности, любви к своим близким, к своему дому. Исполняя в старшем возрасте песню Тиличеевой «Маме в день Восьмого марта», Иванникова «Самая хорошая» дети чувствуют ласковый характер песни, любовь к мамочке. Песни воспитывают у детей чувство любви и уважения к самому близкому человеку – матери. Постепенно эти чувства распространяются и на других детей. Развивая эти качества в ребёнке, закладывается начало воспитания любви к Родине. Ведь для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит  формирование его сознания и отношения к окружающему. С большим интересом дети поют и слушают песни о нашей Армии. Такие песни очень важны для возбуждения гражданских чувств детей. Например, песня Филиппенко «Наша Родина сильна», обогащают детей знаниями о великих событиях нашей Родины, развивают интерес к ним, восхищение смелостью и отвагой.  Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, в своей работе использую занятия фольклорного цикла и знакомлю детей с культурным наследием России. Сначала интерес и любознательность, затем — бережное отношение к тому, что их окружает. Привлечение детей к участию в народных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Ярмарка, Рождество, Масленица, Пасха,).

В процессе музыкальной деятельности у детей формируется чувство патриотизма через приобщение к песням периода Великой Отечественной войны, танцам, играм, стихотворениям. Происходит развитие познавательного интереса детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в литературных, художественных и музыкальных произведениях, в памятниках архитектуры, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Суть нравственно-патриотического воспитания детей состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, и истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Великий День Победы, праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме раскрываются детям великие подвиги советского солдата. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы приглашаются ветераны и участники трудового фронта. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Использование музыкальных произведений на занятиях и в повседневной жизни детей, несёт с собой более целостное восприятие мира. Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игры. В ФГОС говориться «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в интересах человека, семьи, общества. Формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребёнка.» Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Нравственно- патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений работы ДОУ по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, недостаток теоретических и методических разработок. «Годы детства- это прежде всего воспитание сердца, - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно». Именно поэтому, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку. Учёными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и самым прямым образом, вызывают различные чувства. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой посёлок, свой народ, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны.

Систематически ведётся работа с воспитателями. Они знакомятся не только с песнями, музыкально- ритмическими движениями, которые придётся разучить с детьми, я формирую умение у воспитателей исполнять на музыкальных инструментах простые мелодии и ритмы: аккомпанировать на металлофоне, ложках, трещотках, и др. во время спектаклей, инсценировок, сказок, исполнения детьми русских народных песен.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Практическая часть.

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подрастающее поколение, мало знает о жизни людей в годы ВОВ, о подвигах не только взрослых, но и детей в то трудное время. В наше время все чаще люди забывают о песнях, которые были посвящены нашему народу, особенно если эта песня с точки зрения молодого поколения не популярна.

В начале исследовательской работы я провела анкетирование родителей, для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме воспитания патриотических чувств у детей. На основании анкетирования я пришла к выводу что нравственно-патриотическое воспитание просто необходимо нашему обществу. Я увидела необходимость в подборе литературного материала для уголка книги и для работы с родителями. Для родительского уголка подобрала список музыкальных произведений для слушания и разучивания с детьми. Побеседовав со своими воспитанниками сделала вывод, что они не знают военных песен или то, что эти песни являются военными, хотя многие из них слышали эти песни на празднике 9 Мая, который ежегодно проводится в нашем детском саду. Дети никогда не задумывались, о чём на самом деле поётся в военных песнях. От сюда возник вопрос : почему нужна песня на войне? Вместе с детьми, воспитателями и родителями мы решили найти ответ на поставленный вопрос.

Формы работы с детьми:

1. Серия занятий « Художественно-эстетическое развитие (музыка) по познавательному блоку: «Песни, с которыми мы победили».

2. Сюжетно-ролевые игры.

3.Дидактические игры.

4. Викторина

5. Рассматривание плакатов, открыток, иллюстраций.

6. Экскурсия к сельскому памятнику погибшим воинам.

Формы работы с родителями:

Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом патриотического воспитания детей.

Консультации для родителей на тему «В

оенные песни»

Просмотр фильмов вместе с детьми о

службе солдат в мирное время: «Пёс Алый», «Ответный ход», «Максим Перепелица», «Голубые береты».

Вечер семейного о

тдыха «Нас песня к победе вела»

Участие в тематическом вечере «Герои нашей с

емьи

».

Совместные спортивный досуг «Города- герои»,

Р

азвлечения «

День Защитн

ика

Отечества»

Развлечение

«А ну – ка, папы»

Участие в выставке совместных рисунков о войне.

Совместно родители с детьми создали стенд «Книга памяти».

Формы работы с воспитателями:

Консультации для воспитателей

Конспект викторины

с воспитателями

Рекомендации для воспитателей

в

оформлении

предметно-пространственной среды.

Ожидаемые результаты: за время работы у детей расширяются представление об истории России, что поможет сформировать уважение к традициям и обычаям русского народа, любовь к Родине. Сформируется представление о значении песни на войне. Создание «Книги Памяти» война в истории моей семьи, проведение музыкального праздника «Нашей Победе посвящается».

Этапы реализации исследовательской работы.

Этапы

Содержание и формы работы.

Задачи

Сроки

Организационный

Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

Сбор и анализ детской музыкальной деятельности (первичная диагностика детей).

Составление плана предстоящих дел и средств достижения.

Проведение развлечения «Покровская ярмарка»

Формулировка проблемы, определение темы, цели и сроков проведения.

Расширение теоретических знаний о песнях военных лет, использовании в работе с детьми.

Знакомить с обычаями и традициями русского народа. История праздника.

Сентябрь.

Октябрь.

Аналитический.

Поиск информации (литература, библиотека, подготовка видио и аудио материалов, Интернет-ресурсы, помощь и консультации воспитателей,) составление алгоритма действий.

Проведение развлечения «День матери»

Подбор материала для родителей в родительский уголок (консультации, папки-ширмы и т.д.) по данной теме.

Разработать серию занятий по восприятию музыки «Песни с которыми мы победили».

Сбор и анализ информации. Методическое обеспечение проекта.

Воспитание у детей чувство любви и уважения к самому близкому человеку – матери.

Ноябрь.

Декабрь.

Январь.

Практический (основной)

Беседа с детьми, заинтересовать темой ВОВ, Обсуждение темы, анализ беседы.

Анкетирование для родителей, анализ анкетирования.

Проведение развлечение «Святки»

Пополнение центров музыкальной деятельности в группах ДОУ.

Пополнение дидактического материала.

Беседы- консультации с родителями. Разучивание стихотворений о Защитниках Родины.

Проведение развлечения совместно с родителями «А ну, ка папы»

Работа по серии занятий «Песни с которыми мы победили» проведение развлечения «Масленица». Посещение Краеведческого музея (комнаты боевой славы). Знакомить с муз.традициями своей семьи. ИКТ – просмотр слайдов и видио «Хроника военных лет». Совместная деятельность с детьми по изготовлению декораций к праздничным и досуговым мероприятиям проведение «Пасхи». Помощь родителей в сборе информации о членах семьи, которые были участниками ВОВ.

Вызвать интерес к военным песням, доставить радость о услышанном. Рассказ детей о

заинтересовавшей теме. Выполнение алгоритма действия, а именно:

- Организация предметно-развивающей среды;

- Разработка перспективного планирования;

- Организация совместной и непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей;

- Сотрудничество с родителями.

Обогащать знания детей с помощью просмотров экспонатов ВОВ. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам.

Продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа история праздников.

Январь.

Февраль.

Март.

Апрель .

Презентационный

(заключительный)

Анализ проделанной работы. Подготовка к презентации проекта. Повторная диагностика детей.

Выступление на педагогическом часе, проведение мастер-классов для педагогов ДОУ, оформление страничек в родительских групповых уголках, участие в районных детских творческих конкурсах. Составление экспозиций в детском саду. Написание сочинений детьми вместе с родителями. Рассказ детей о своём прадедушке. Оформить собранную информацию о членах семьи, которые были участниками войны. Проведение праздника 9 мая.

Обобщить опыт работы по заявленной теме проекта. Расширить и обобщить знания детей об истории ВОВ. Подготовка инвентаря к выступлению детей.

Апрель

Май.

Рефлексивный

Ответы на вопросы:

Что получилось?

Что узнали нового?

Что понравилось?

Что нужно изменить в следующий раз?

Май.

Результаты исследовательской работы.

Эффективность для ребенка

Возросший интерес к восприятию музыки.

Прослеживается положительная динамика на восприятие музыки у детей . Из 23 детей уровень детского восприятия музыки на начало составил: низкий – 8, средний – 15. К концу работы детей с низким уровнем музыкального развития нет, с высоким уровнем – 16, со средним – 7.

Детское исполнение музыкальных номеров стало более выразительным и совершенным в качестве исполнения .

У детей возросли познавательная активность, это результат совместной работы.

Эффективность для родителей

Возросла компетентность по данному вопросу.

Возросло (у некоторых появилось) желание к совместной музыкальной деятельности с детьми.

Была дана положительная оценка деятельности педагога по данному направлению работы.

Таким образом, система работы по нравственно- патриотическому воспитанию , а именно по работе с песнями военных лет , способствовало получению положительной динамики роста и развития восприятия музыки и приобщения взрослых к совместной деятельности с детьми. Положительный результат позволяет оценить эффективность моей работы в данном направлении.

Заключение.

«Детство - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский

Особое значение имеют темы связанные с нравственно-патриотическим воспитанием , ознакомлением с историческим и культурным наследием нашего народа, нашей страны. В России нет семьи ,которой не коснулась бы война. Работая в подготовительной к школе группе, я использую разнообразные формы и методы работы с детьми, чтобы как можно доступнее для детей 6-7 лет рассказать о событиях военного времени, рассказать так . чтобы не только не исказить, но и пощадить ещё формирующуюся психику детей. Тема исследовательской работы была выбрана не случайно, сегодня мы слушаем и поём любимые песни военных и послевоенных лет, которые в отличии от современных песен, представляли собой гармоничное сочетание приятной мелодии и красивых проникновенных стихов, которые в современном обществе мало встретишь. Важное условие нравственно-патриотического воспитания – тесная взаимосвязь с семьёй. Постепенное вовлечение в работу родителей и детей, решение общей проблемы «Почему нужна песня на войне» . Родители с удовольствием принимали участие в разработке проекта. Совместная работа привела к решению проблемы. Дети узнали о том, как помогала песня на войне русским солдатам. У детей появился интерес к данной теме, они стали просматривать свои домашние архивы, узнавать, были ли в семье военные, принимавшие участие в военных действиях во время ВОВ, или труженики тыла. Многие воспитанники приносили в детский сад фотографии, ордена и медали. С удовольствием рассказывали друг другу о своих героических родных, защищавших Родину. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

Проведённая работа показала взаимосвязь музыки и стихов в песне. Дети с удовольствием различали характер и настроение песен, анализировали их содержание. Из бесед с родителями я узнала. Что дети после таких «встреч с песней» делились своими впечатлениями о прослушанных произведениях в кругу семьи. По рассказам родителей можно сделать вывод. что эти песни оставили неизгладимый след в душах детей. И дети, и родители осознанней стали относится к подвигам советских солдат и военным песням, которые выжить и жить помогали, напоминали о родном доме и близких, ради которых надо было жить. Каждая военная песня имеет свою жизнь и историю. Значительно расширился кругозор дошкольников. В повседневной жизни и в играх они используют разученные на занятиях патриотические песни. Я рада, что вместе с воспитателями и родителями, мы нашли способ донести до детей память о войне. Пусть пока они не могут связно выразить свои чувства, но запомнят их на всю жизнь. Всё это основа систематической, дифференцированной, индивидуальной и массовой работы с родителями, направленной на совершенствование нравственного воспитания детей.

Я пришла к выводу, что работая по теме воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста должна продолжаться. Считаю, что в своей работе очень важно включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников в режимные моменты, в педагогический процесс. Лишь совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и родителей может дать положительный результат.

Помня о прошлом, мы сможем построить будущее.