Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» «Солнечный зайчик»
Статья: «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников на основе ознакомления с поэтическими произведениями С.А. Есенина»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Пронькина Светлана Павловна
«…Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким «Русь».
С.А.Есенин
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, грозящая нашему обществу не столько экономический кризис, сколько – разрушение личности. Обесценивание общепринятых моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности и насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
Сегодня особенно остро стоит проблема воспитания патриотизма у детей. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Быть патриотом – означает воспринимать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство начинает закладываться еще в детстве, когда формируются основы ценностного отношения к окружающему миру, в процессе воспитания любви к своей семье, родным местам, стране. Дошкольный возраст — это особый начальный период становления личности, и у него огромный потенциал для формирования высших нравственных чувств.
Воспитание патриотических граждан невозможно без знания традиций своей страны, своей малой Родины. В дошкольных учреждениях воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и ее ценностям. Это целый комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность.
В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы, проектную деятельность.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, педагог должен строить свою работу в соответствии с рядом принципов:
- соответствие местным географическим и культурным условиям;
- подбор знаний и материалов, с учетом возрастных особенностей детей и опорой на их чувства и жизненный опыт;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- адекватное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Задача воспитывать у дошкольников чувство привязанности к какой-то части родного города реализуется с помощью рассказов о любимых местах в городе, показов фотографий, видео панорам города, отдельных достопримечательных мест. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес и желание их посетить.
Искусство, будь то музыка, живопись или литература — это ярчайшие средства патриотического воспитания, так как в первую очередь сосредоточены на изображении внутреннего мира человека, впечатлений, переживаний, мыслей и чувств. Дошкольный период – благодатное время для знакомства с художественной литературой, разными жанрами. Для Рязани и Рязанской области особенно актуальным является изучение всего, связанного с жизнью и творчеством С.А. Есенина.
Поэзия – это источник обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Юный читатель очень чуток к лирике, поэтическому образу, к звучанию и смыслу слова, ритму. Одна и та же тема, сюжет, будет звучать по-разному в зависимости от мировоззрения поэта.
Впечатления от природы, полученные в детстве, запоминаются на долгие годы, и влияют на отношение к своей родине. Привлечь внимание детей к голосам птиц и животных, изменениям в природе в разные времена года может только человек, который сам искренне заинтересован в окружающем мире и любящий его.
Лирика Есенина пронизана любовью к родине. Большая часть произведений – стихи о природе, родных - о деде, матери. Ведь любовь к Родине начинается с любви к матери, с воспитания в семье. Очень много произведений Есенина пронизаны воспоминаниями о детстве, доме,, матери.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Ты, жива ещё моя старушка?
Жив и я привет тебе привет…
Использование местоимений мой, моя, мое – придает эмоциональности стихотворениям.
…Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что – разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей…
(«Русь»)
Есенин признается, что очень любит свою родину, которая не лишена первозданной красоты, испытывает теплые чувства, когда слышит сельские песни и видит, как танцуют девушки у костра.
Дети быстро запоминают стихи, в которых много глаголов, где конкретность и образность сочетается с динамикой действия. Поэзия С.А. Есенина именно такая, так как своими корнями уходит в народное творчество. Фольклор проявляет национальную самобытность народа, являясь сокровищницей народных примет, традиций и наблюдений.
Эмоциональность стихотворений С.А. Есенина способна пробудить отклик в каждом ребенке, только необходимо научить детей грамотно осмысливать текст и воспринимать его в единстве содержания и формы. Дети не только должны воспринимать общее содержание, но и владеть понятиями ритма, рифмы, устойчивых образов, воспринимать метафоры. Тогда картина стихотворения «С добрым утром!» станет наиболее полной, ребёнок проникнется тем благоговением перед природой родных мест, что испытывал сам поэт:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Для Есенина нет ничего дороже рязанских раздолий. Он кровно связан с жизнью народа, прежде всего с жизнью русского крестьянства. Красота родных раздолий, язык народа, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, — все это было для поэта родным и близким. Для Сергея Александровича Родина - понятие не отвлеченное. Рано покинув родную деревню, поэт навсегда сохранил сыновью преданность ей. Есенин вошел в поэзию певцом полевой России. Лишь поэт, которого до глубины души столь неразделенно и постоянно волновала судьба Руси крестьянской, мог создать столь великие произведения. Столько в его стихах сокровенного, лично пережитого поэтом, столько исконно русского. Душевного близкого и дорогого каждому из людей, сколько в них радости бытия, благодарности к земле, которая дарует нам жизнь. Сколько доброты и сердечного тепла, которого и сейчас не хватает многим на земле. Вся поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия, чтобы он смог стать человеком. Глубоко человечное свободолюбивое, патриотическое слово Есенина доходит до сердец людей, пробуждая в них все лучшие черты, объединяя их и нравственно, и духовно.
Патриотизм не просто любовь к родине. Патриотизм — это великое всеобъемлющее чувство любви ко всему живому: родине, людям, матери, природе. Судьба гениального поэта России - блистательное тому подтверждение. Нет во всем творчестве Есенина, его жизни одного: ухода, отстраненности от самых животрепещущих проблем, которые встали перед родиной поэта, его народом. Родина — это не географическое понятие, ни голое поле и даже не три березы. Родина — это, прежде всего, люди, это народ, который борется за ее свободу, дает этой земле свое родное имя. Гуманизм Есенина рожден прежде всего его великой любовью к Родине.
Список литературы
1. Белоусов В.Г. Сергей Есенин: Литературная хроника - М . : Советская Россия, 1969
2. Бельская Л.Л. Песенное слово: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.
3. Бондаренко М.Н. « А душу можно ль рассказать? » Поэзия Есенина в школе. // Литература в школе.- 2004. № 2.
4. Бондаренко М.Н. « А душу можно ль рассказать? » Поэзия Есенина в школе.// Литература в школе.-2004.№ 6.
5. Верещагина Л.Н. Материалы к урокам по лирике Есенина.// Литература в школе.-1998.№7.
6. Влащенко В.И. Песни и плач, радость и боль в лирике Есенина .// Литература в школе.-2005.№11.
7. Голышева Г. Э. «….Мне в душу грусть вошла…» // Литература в школе .-2004.№2.
8. Григорьева Н .А. К 110-летию со дня рождения Сергея Есенина.// Начальная школа.-2005.№4.
9. Гулин А.В. « В сердце светит Русь…». Духовный путь Сергея Есенина .// Литература в школе. -2001.№4.