Путилова Наталья Михайловна,

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский ГО

Воспитание основ патриотизма детей дошкольного возраста

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать»

Д.С. Лихачев

Ключевые слова: дошкольное образование, патриотизм, нравственное воспитание, моральные ценности, духовно-нравственное воспитание.

Современная цивилизация переживает ряд кризисов, выражающихся в экологических, демографических и нравственных переменах. Подтверждение тому, происходящие в мире: вспышки актов терроризма, возникновение разного рода конфликтов. В некоторых семьях материальные ценности занимают лидирующие позиции, что ведет к искажению представлений о добре, милосердии, справедливости, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме. Поэтому патриотическое воспитания дошкольников является одним из базовых ценностей в реализации образовательно-воспитательного процесса МАДОУ «Детский сад «Радуга».

Патриотическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становление личности, освоение индивидом моральных ценностей, формирования нравственных качеств, способности жить согласно принципам, нормам и правилам общества, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Дошкольный возраст – это особое время в становлении личности, когда зарождаются основы человеческих ценностей. Исследователями обосновано положение о том, что в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе – навыки поведения, в которых проявляется гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности. В дошкольном возрасте нравственные качества формируются, зарождаются. Но при этом важно понимать, правильно ли проходит процесс зарождения, грамотно ли выстраивается последовательность «нарастания» качеств, учитываются ли возрастные, психологические особенности детей в организации процесса патриотического воспитания. Только правильно организованный процесс патриотического воспитания дошкольника создает прочный фундамент, на котором в последующем будет выстраиваться личность младшего школьника, подростка, юноши, взрослого человека. В процессе патриотического воспитания дошкольников мы выделяем четыре этапа.

Первый этап – наиболее важный и трудоемкий. На этом этапе надо сформировать чувство доверия к миру, к людям, окружающего малыша, эмоциональное благополучия, ощущение уверенности и защищенности. На первом этапе формирования патриотических чувств дошкольника педагог воспитывает социальные чувства – любовь, сопереживание, сочувствие, готовность поддерживать друг друга, быть готовым помочь тому, кто в этом нуждается, т.е. уделяет внимание общему нравственному воспитанию, которое будет направлено на другого человека, на близких людей, на привязанность к своему дому, родителям. Основными методами воспитания на этом этапе является практика нравственного поведения, включающая ситуации, направляющие ребенка проявлять внимание, заботу о людях, его окружающих, детях и взрослых: «Пожалей Катю, она упала, ударилась, ей больно. Помоги ей встать, скажи Кате хорошие слова, чтобы она улыбнулась», «Давай подумаем, как поздравить твою маму с днем рождения, чем ты можешь ее порадовать», «Ребята, сегодня день добрых дел, постарайтесь в течение дня сделать побольше добрых дел, а вечером мы поговорим, кто и какие добрые дела совершил, и порадуемся друг за друга». Метод практического действия сочетается с показом, объяснением, упражнением, похвалой.

Второй этап – на этом этапе, продолжая все, что формировали на первом этапе, больше внимания уделяем приобщению ребенка к народному, национальному – читать сказки, заучивать пословицы, поговорки, слушать и петь народные песни, разучивать народные танцы, знакомить с народными игрушками, учиться их делать самим, участвовать в праздниках (Масленица, Пасха). Знакомим с традициями, обычаями своего народа и других национальностей. На этом этапе работаем над формированием интереса к творчеству своего народа, желанием приобщиться к нему, научиться поделкам, заинтересовать детей заучивать народные пословицы и поговорки. Методы на этом этапе: изучение песен, слушание сказок, разучивание игр, изготовление предметов народного быта и др.

Третий этап – формирование представлений о ближайшем окружении, родном поселке, городе, о стране, о людях, их труде, о защите Родины и Отечества. На этом этапе расширяем представления о стране. Воспитатель знакомит с поселком, в котором живут дети. С достопримечательностями и интересными местами, с тем, чего нет в других поселках. Изучают герб поселка, района, области. Наблюдают с детьми за тем, как взрослые заботятся о поселке, что делают для того, чтобы наш поселок был чистым, красивым и удобным для жителей. Рассказывает о стране: ее название, ее флаг, герб, рассматривают карту мира и находят на ней нашу страну. Рассматривают политическую карту мира, находят Свердловскую область, столицу нашей страны. Затем рассматривают географическую карту и смотрят, какие у нас есть реки, моря, океаны. Цель данного этапа – вызвать у детей интерес к своему поселку, к своей стране, желание уважать поселок и страну, где родился и живешь, уважать жителей своего поселка, людей с ограниченными возможностями здоровья, желание еще больше узнавать и рассказывать о своей малой и большой Родине. Методы: наблюдения, экскурсии, обсуждения, заучивание стихов о Родине, практическая деятельность по уборке и украшению своей группы, участка детского сада, рассказы детей на тему о путешествиях по нашей стране, области, посещения театра, музеев, парков и др.

Четвертый этап – формируем у детей представления о других странах мира, о культурах разных народов, о деятельности людей в разных странах. Педагог учит сравнивать нашу страну с другими, подчеркивая своеобразие нашей страны. Формирует у детей представление о том, что на планете Земля много разных стран и наша страна одна из них. Каждая страна отличается от другой страны названием, местоположением, климатом, культурой, языком, на котором говорят люди т др. Но во всех странах живут дети, они играют в игры, дружат друг с другом, уважают взрослых, помогают родителям, отмечают праздники. Цель данного этапа – воспитывать уважение и интерес к другим народам, другим странам. Методы на этом этапе – беседы, рассказы о путешествиях с родителями в другие страны, рассматривание фотографий, картин, просмотр видео и кинофильмов, разучивание игр разных народов, культур других национальностей. Так, ребенок привыкает ценить и любить свою страну и толерантно относиться к людям Земли, видит общее и различное в странах и у народов.

Все четыре этапа связаны между собой, и ни один из них не заканчивается, а педагог, переходя к другому этапу, продолжает закреплять, расширять и углублять то, что было сформировано на предыдущем. При этом важным считаем создание условий для патриотического воспитания дошкольника. Педагогами нашей дошкольной организации создан благоприятный психологический климат в детском коллективе. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, добрыми друзьями, тематическими играми, атмосферой взаимопонимания и сотрудничества между взрослым и ребенком и между сверстниками. С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, своей семье начинается формирование фундамента, на котором будет выстроено чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание – это длительный процесс, который длится всю жизнь человека. Процесс, участниками которого должны быть дети, дошкольная образовательная организация и семья.

Этот процесс становится в современной России национальным приоритетом. Внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». «Воспитание – формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядка, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного уважения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе, окружающей среде». (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» вступил в силу с 1 сентября 2020 года). В связи с этим реализуется программы воспитания в дошкольных образовательных организациях. Актуальным в системе образования становятся основы духовной нравственности. Нравственное состояние общества снова становится одной из актуальных проблем современности. А значит одним из приоритетных направлений воспитания детей дошкольного возраста.

Библиографический список.

1.Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.

2.Акинина, Т.М.. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Перспектива, 2012.

3.Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М.: Просвещение, 1998.

4.Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

5.Петрова, В.И. Этические беседы с дошкольниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.