Воспитание патриотических чувств,
через реализацию части Программы формируемой участниками образовательных отношений
«Родной край»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию бесценный опыт работы МДОАУ № 48 в деле патриотического воспитания дошкольников.
Что же такое патриотическое воспитание в стенах детского сада? Это, прежде всего, трепетное прикосновение к истории Родины, формирование глубокой сопричастности к её великим событиям. Задача воспитателя – стать проводником, открывающим детям удивительный мир истории, знакомящим с памятными местами, восхитительными достопримечательностями и выдающимися личностями, чьи имена неразрывно связаны с судьбой Отечества.
Реализуя образовательную программу дошкольного образования, мы, стремясь чутко следовать образовательным потребностям, интересам и мотивам наших воспитанников, их семей и педагогов, а также учитывая уникальную специфику национальных и социокультурных условий, в которых разворачивается наша образовательная деятельность, решили расширить горизонты патриотического воспитания. Сердцем этого расширения стала программа «Родной край», разработанная на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Этот региональный компонент, словно яркий узор, отражает национально-культурное богатство, культурно-исторические особенности, этнокультурное многообразие, социально-экономические реалии и климатические условия Оренбургской области, органично вплетаясь в решение задач воспитания.
Программа «Родной край» – это наш компас, ведущий к формированию патриотизма, гражданственности, нравственности и укреплению ценности семьи. Она нацелена на расширение и обогащение ценностно-смысловой сферы личности дошкольников через приобщение к истории, культуре и неповторимой природе родного края, любимого города и семьи.
Задачи программы, словно звёзды, освещают наш путь:
Приобщать к животворным традициям, богатой культуре, славной истории и дивной природе родного края и семьи.
Формировать у детей первые представления об Оренбургском крае как о колыбели, родной земле, малой Родине, его бесценных культурных сокровищах в процессе изучения истории, знаковых достопримечательностей города, щедрых природных ресурсов родного края.
Формировать представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии и воспитании уважительного отношения к членам семьи, ее традициям и истории.
Воспитывать уважение к представителям разных культур, их обычаям на основе культурных традиций родного края.
Формирование гражданской позиции и чувства сопричастности к наследию родного края, гордости за него.
Формировать способность оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов.
Развивать познавательную активность и неутолимую любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры Оренбургского края.
Вовлекать родителей (законных представителей) в реализацию программы и осуществлению нравственного и патриотического воспитания в процессе изучения родного края
Для воплощения этих задач в жизнь в образовательной среде были организованы центры патриотического воспитания во всех возрастных группах. Содержание этих центров отражает последовательное усложнение материала, соответствующее возрасту детей.
Наша работа строится планомерно и системно. Мы считаем, что планирование данной работы наиболее целесообразно по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме включает увлекательные занятия, познавательные игры, интересные экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – яркие праздники.
Тематическое планирование позволяет детям эффективно и системно усваивать знания о своей стране, родном крае и той местности, где они живут. При этом, темы повторяются в каждой группе, но изменяется содержание, объем познавательного материала и сложность, а следовательно, и длительность изучения. Некоторые темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (в преддверии Дня Конституции), "Богатыри Земли Русской" – в феврале (перед Днем защитника Отечества), что обеспечивает связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они пробуждали детскую мыслительную активность. Мы стараемся приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Большое внимание мы уделяем знакомству детей с разными конфессиями, проживающими на территории нашей области, знакомим с их народными играми. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить. Они являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, любви и преданности Родине. Выстраивая свою работу, мы стараемся максимально приобщить детей к истокам русской народной культуры и культуре людей других конфессий. Именно родная культура может и должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Освоение дошкольниками народных игр, народного творчества, воспитывает у них такие качества, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Кульминацией нашей работы становятся открытые мероприятия, такие как «День татарской культуры», «День казахской культуры», «Башкирские праздники и игры», «Игры народов, проживающих в нашем крае». В игровой форме дети знакомятся с культурой, обогащаются знаниями, будят фантазию и воображение, развивают умения и навыки, стимулируют мышление и психическое развитие в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию.
Сейчас я представлю вам одно из открытых мероприятий, которое проходило в рамках педагогической мозаики «Казачьи посиделки». Мы продолжали знакомить детей с народными играми уральских казаков, воспитывали чувство патриотизма через подвижные игры и развивали чувства сопереживания и взаимовыручки.
А вот названия игр-забав, в которые мы играли, скрываются в загадках. Готовы ли вы их разгадать?
Вот первая загадка:
Кто в бою надежный друг,
Знает свое дело?
С казаками на врагов
Наступает смело?
Он как ветер, как огонь
Лучший друг – казачий….. (Конь)
Игра «Наряди казачку»
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь горит на деле.
И надежна и остра
Казаку в бою сестра. (Шашка, сабля)
Игра «Брыль»
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек -
Повяжи себе….. (Платочек)
Игра «Достань платок»
Стали хлопцы в ряд.
Проходить не велят. (Плетень)
Игра «Плетень»
Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить. (Подкова)
Игра «Передай подкову»
И вот моя следующая загадка
Голове не будет страха,
Если есть на ней ….. (Папаха)
Игра «Папаха»
Воспитательное значение народных игр поистине огромно. Константин Дмитриевич Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, обладает той воспитательной силой, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. Поэтому мы продолжаем изучение народных игр, применяем их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование народных игр в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу начального этапа формирования гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.