Н.И.Касаткина
город Барнаул
МДОУ «Детский сад №222»
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ
К РОДНОМУ ГОРОДУ»
Воспитание патриотизма – это задача государственной важности. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В последнее время в процессе реформ, в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из важнейших направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. «Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей» [4, с.28].
Любовь к Отечеству закладывается с самого раннего детства и начинается с любви: к своим близким, детскому саду, улице на которой живет, ребенок, родному городу, краю. Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Чувство патриотизма формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире. Целью работы по развитию патриотических чувств является: обогащение и углубление знаний детей о семье, городе крае, стране, активизация работы по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства. Педагоги должны поставить перед собой следующие задачи:
● воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
● формировать бережное отношение к природе и всему живому;
● развивать интерес к русским традициям и промыслам;
● знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн);
●воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Формирование патриотических чувств – сложный и длительный процесс, требующий систематической и планомерной работы. Для достижения результатов нужно использовать наиболее эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Наглядный метод необходим при рассматривании репродукций, открыток, разных предметов, проведении экскурсий и целевых прогулок. Словесный – представляется наиболее эффективным в процессе чтения произведений, стихотворений детьми и воспитателями, проведения разнообразных игр, загадывания загадок, рассказов детей по схемам, разбора различных ситуации, проведения конкурсов и тематических вечеров. Практический – используется, когда нужно организовать продуктивную деятельность. Эти методы не должны быть скучными и чрезмерно назидательными.
Одним из этапов формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе. Система работы по ознакомлению дошкольников с городом проводится в течении длительного времени. Важно не опоздать заложить в душе маленького человека уважение к людям, которые трудились на городских стройках, планировали красивые улицы и проспекты, сажали деревья и цветы. При подготовке бесед о родном городе и его жителях необходимо увлечь дошколят темой и тогда они сами будут стараться рассказать, что интересного они заметили на городских улицах. Так, в ходе бесед на тему «Наш город» вместе с детьми мы рассматриваем открытки с видами на город. Дети закрепляют знания о том, что наш город назван так, потому что стоит на реке Барнаулке. Дошкольники с интересом рассматривают иллюстрации и называют места, изображенные на них. Во время бесед дошкольники с увлечением показывают интересные на их взгляд достопримечательности, рассказывают о предприятиях, где работают родители, учатся правильно называть свой адрес. Беседуя с детьми на тему «Как ты любишь свой город?» дети отвечают, что нельзя сорить на улице, ломать ветки деревьев, рвать цветы на клумбах, разрушать постройки на детских площадках.
Начиная со старшей группы, мы с детьми стали знакомиться с историей нашего города Барнаула. Ознакомление начиналось с рассматривания фотографий из книг, рассказов о символике его герба. Продолжалось знакомство с городом в форме целевых прогулок по улицам и площадям. Дети побывали на Демидовской площади, которая «когда-то была центром города, спроектированная талантливыми зодчими, сейчас эта площадь – заповедный уголок барнаульской старины» [3, стр. 6].
Очередной нашей экскурсией было посещение Барнаульского планетария. Одного из старейших планетариев России.
Следующая прогулка была, по ближайшей к детскому саду, улице Малахова. Свое название она получила в честь командира эскадрильи штурмовиков, Героя Советского Союза Н.М. Малахова. После этой экскурсии ребятам вместе с родителями предложили рассказать о своей улице. В честь кого она названа, какие дома и достопримечательности есть на ней?
Совместная деятельность с родителями – основа формирования патриотических чувств, поэтому в один из выходных дней родителям дошкольников было дано поручение, посетить краеведческий музей, прогуляться по «старому городу» и нарисовать то, что произвело на них большее впечатление. После этих семейных прогулок многие ребята приносили по несколько рисунков, на которых хорошо узнавались дома и виды городских улиц.
Совместно с родителями была организована экскурсия в парк «Лесная сказка» с посещением зоопарка. Эта экскурсия расширила представления детей о животных родного края, ребята сделали выводы, что животных нужно любить и охранять.
Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом проводится совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Инструктор по физической культуре проводила беседу о спортсменах нашего города и проводила спортивные соревнования. С музыкальным руководителем проводили развлечение «Они защищали Родину», о ветеранах Великой отечественной войны города Барнаула. К дню города был проведен праздник «Люблю тебя, мой Барнаул!», где дети читали стихи о своем городе, пели песни о любви к Родине, исполнили Гимн Барнаула.
Результатом этой совместной работы стало расширение знаний детей о месте, где они живут, полученные знания наши воспитанники применяют в самостоятельной деятельности.
Ознакомление детей с родным городом – только часть большой и долговременной работы по патриотическому воспитанию детей. Системный подход к воспитанию детей в дошкольном учреждении позволяет осуществлять эту работу во всех видах деятельности, провести через все разделы программы. Чувство любви к своей малой родине будет вырастать на фундаменте разностороннего развития детей. Эти чувства сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, формируют индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь. Любовь к миру, к людям, к самому себе - это открытие. А радость открытия ведет к творчеству.
Библиографический список:
1.Алешина Н.В. Знакомство с городом и страной – М, 2000. – 3 стр.
2. Кузьмина Т. М. Формирование нравственно-патриотических чувств у
современных дошкольников // Воспитатель. – 2012 - №1. – С 60-64.
3.Юмашева Н. Прогулки по Барнаулу – Алтай, 2000. – 6 стр.
4.Майер А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС
в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах)
Учебно-практическое пособие. - М. Педагогическое общество России,
2014.