Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

 В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие  «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно-прикладное искусство, фольклор и многое другое. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Слайд 2.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промысловрусского фольклора.

2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

3Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её. Слайд 3.

Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:

- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий, посредством театрализованных постановок, праздников, традиций; эвристический (частично поисковый)  метод;

- метод моделирования,

- социо-игровые технологии,

- игровой метод,

- метод практических действий,

- наглядный.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, городу.

Необходимо широко использовать в работе все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Богатый исторический материал, имеющийся в нашем музее русского быта, помогает привлечь детей к знакомству с народной культурой. Дидактические игры: «Назови сказку»«Узнай из какой сказки герой»«Загадки и отгадки»«Я начну, а ты продолжи»«Чудесный мешочек»«Что было раньше, что сейчас» вызывают неизменный интерес детей.

  В среднем дошкольном возрасте особое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как, почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяется знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Становится традицией знакомство детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучиваются колядки, русские народные песни, заклички.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной , кукле-самоделке). Продолжается знакомство с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д.

Таким образом, воспитывать патриота надо  на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

«Любовь к Отчизне и любовь к людям - это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». В. А. Сухомлинский.