Воспитание толерантности на уроках татарского языка и литературы
Осипова Гульчачак Талиповна учитель родного языка и литературы
Толерантность –это добрата. Обучение толерантности на уроках татарского языка начинается с улыбки.
Только благодаря толерантности происходит формирование человека духовного, человека культуры. Поэтому в мою задачу входит ознакомление учащихся с культурами тех народов, представители которых учатся в классе. Это создаёт атмосферу уважительного отношения к культурам других народов, помогает учащимся осознать, что представители разных народов вполне могут жить в мире и согласии. В толерантности участник может не только понять своего собеседника, как представителя иной культуры, но и лучше познать самого себя, как представителя родной культуры.
Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Работу по воспитанию толерантности учащихся я провожу используя элементы народной педагогики.
К.Д. Ушинский отмечал, что “воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”, что “воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях …”
Известно, что народные традиции, обычаи и праздники являются незаменимыми средствами массового воспитания и составляют основу народной педагогики, т.к. в них содержатся почти все направления воспитательной работы. Традиции, обычаи и праздники, которые свойственны многим народам, сплачивают народ вокруг нации, призывают жить и трудиться в дружбе, добрососедстве, мире и носят интернациональный характер.
На уроках татарского языка и литературы дети знакомятся с традициями и обычаями разных народов. Вошло в практику проведение национальных праздников - Масленицы, малого Сабантуя, Навруза, Питрау, встреч с местными писателями, научные работы по теме «Народные традиции: прошлое и будущее», «Пушкин и Тукай», «Грамматика русского и татарского языка», «Образование татарских и русских фамилий» ит.д. которые ориентированы на воспитание человечности, гуманизма, доброго отношения к людям другой национальности, их языку, культуре, истории, традициям. В этих мероприятиях принимают участие дети всех национальностей. Особо интересно проходят мероприятия, посвященные Дню родного языка, где учащиеся исполняют стихи, песни на родном языке.
С целью успешной реализации толерантности , я предлагаю детям собрать материал, найти информацию об обычаях, праздниках своего народа, которые, например, сходны с татарским национальным праздником Сабантуй.
Данный вид работы эффективен ещё тем, что учащиеся подключают к этой деятельности не только родителей, но и своих бабушек и дедушек. Получается своего рода активная семейная исследовательская работа, по результатам которой дети готовят проектные работы и выступают с ними на классных часах, делятся впечатлениями, В процессе такого эмоционального заинтересованного обмена происходит сближение учащихся, взаимопроникновение в культуры, воспитывается уважение и толерантность друг к другу. В результате поисковой работы учащихся стало известно, что древний русский народный праздник Каравон-хоровод напоминает татарский Сабантуй: он тоже проходит сразу после окончания весенне-полевых работ, но от развлекательного "праздника плуга" отличается своей песенной, игровой и танцевальной направленностью.
Сабантуй и сегодня продолжает оставаться одним из наиболее популярных народных праздников татар, проживающих в Поволжье, других регионах России. Традиционный татарский праздник завоевал популярность и среди людей других национальностей, став праздником межнационального общения, символом сохранения самобытности народов, населяющих многонациональную Республику Татарстан.
Аналогичный праздник есть почти у всех народов Поволжья: марийский Ага пайрам, удмурдский Акаяшка - все они проводятся после посевных работ. Чувашский народ празднует Акатуй - это один из главных национальных праздников. В переводе с чувашского языка Акатуй означает “свадьба плуга”. В древности этот праздник носил обрядово-магический характер, символизировал сочетание мужского (плуг) и женского (земля) начала. После принятия чувашами православия Акатуй превратился в общинный увеселительный праздник с конными скачками, борьбой, народными гуляньями по случаю окончания весенних полевых работ.
А ещё мы выяснили, что татарский Нардуган, чувашский Нартван (Нартукан), как и русская Коляда, тоже идентичные праздники, празднуются 24-25 декабря. Нардуган – это святочные игры, во время которого ряженые ходили из дома в дом и гадали о судьбе на будущий год.
Татарский Бермечлеки, чувашский Вирмече, русское Вербное воскресенье – старинные весенние праздники, обряд изгнания злых духов, и сейчас празднуются у этих народов.
Также мы находим сходства не только в праздниках и обычаях, но и в религиях. Оказывается, будь то Библия или Коран – все они одинаково воспитывают высокие нравственные качества в человеке, учат нас терпимости и человеколюбию. Древние философы предостерегали: “Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения”. Прибегая к содержанию святых книг православных и мусульман, мы учимся избегать пороков, одинаково мешающих людям, независимо от вероисповеданий. Знание всего этого стирает границы культурных, религиозных и социальных различий, способствует сплочению, взаимопониманию, толерантному отношению друг к другу.
Школьные экскурсии также играют большую роль в воспитании толерантности, способствуют более глубокому и качественному усвоению материала . Такие экскурсии хороши тем, что они в ненавязчивой форме вовлекают ребят в культурное прошлое страны.
Когда ученик непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий, воспитывается любовь к Родине, её культуре, её природе, истории, людям.
Организуем совместные поездки в музеи, экскурсии по историческим местам.
Таким образом, приобщение ребенка к духовным ценностям воспитывает толерантность, взаимопонимание, творчество, трудолюбие, самостоятельность, интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре других народов, любовь к Родине.