* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Статья:Воспитание толерантности у детей.

Кочиев Р.Я.

Россия по своим историческим основам является многонациональным и многоконфессиональным государством.И в Российской империи, и в Советском Союзе сосуществовали разные культуры, образуя постепенно единый сплав – культуру единой России, основанную на принципе единства многообразия. В эпоху перемен, вызванных радикальными преобразованиями социально-экономической сущности государства, распадом Советского Союза, обострились скрытые прежде противоречия, начала проявляться национальная рознь. В современных условиях, на фоне экономического кризиса создается дополнительная почва для различного рода конфликтов, в которых межнациональные конфликты могут занять одно из первых мест. По данным компетентных органов, в России растет количество преступлений на национальной почве, случаев проявлений «бытового» национализма и ксенофобии. Периодически в том или ином регионе прокатывается волна уличных акций под националистическими лозунгами. В связи с этим совершенно очевидно, что принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди подростков и молодежи. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства.

Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое.

Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей.

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое. Четкого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.

Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.

У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими.

Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред.

Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений.

В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение.

Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении.

«Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающиеся психологией.