Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лобановская средняя школа» структурное подразделение Мостовской детский сад «Теремок»

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

Подготовил воспитатель старшей

группы детского сада Горяева О.П.

Мостовая, 2024

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

« Ничто так, как труд не облагораживает человека.

Без труда не может человек соблюсти

свое человеческое достоинство»

Л.Н. Толстой

Выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.

Совместная трудовая деятельность на огороде или цветнике детского сада, с выращиванием растений может проходить в разной форме и с разной степенью включённости и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности через образовательное событие.

Предлагаем вашему вниманию образовательное событие «Есть у нас огород».

Актуальность. Огород в детском саду является одним из условий, осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

Цель: расширение и обобщение знаний о культурных и декоративных растениях, которые можно вырастить своими руками, осознание значимости овощей в жизни человека.

Перед нами стояли следующие задачи:

Воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к природе, вызвать желание трудиться, интерес и потребность к правильному питанию, оказывать посильную помощь взрослым.

Образовательные : учить детей готовить почву, сажать семена овощей и цветов, ухаживать за ними, правильно пользоваться орудиями труда. (лейка, лопатка, грабли)

Развивающие : развивать представления детей об общих признаках растений (корень, стебельистья,цветы, семена), потребностях растений во влаге , тепле, свете для их роста, правилах посадки разных семян овощей и цветов, об особенностях ухода за растениями.

Участники: дети разновозрастной старшей группы (5-7 лет ), воспитатели, родители .

Подготовительный этап образовательного события: (март-апрель)

Образовательное событие придумали сами дети, увидев на столе воспитателя каталог с семенами. Заинтересовались и захотели сами посадить цветы и овощи.

Обсуждение проблемной ситуации. «Зачем нужны семена

?

»

, «Можем

ли мы сами создать огород и где

Просмотр презентации «Как из семян появляются растения?», «Условия для роста и развития растений»

, «Как ухаживать за растениями?»

Подборка семян для посадки (поиск информации

о сортах цветов и овощей

в интернете,

рассказ воспитателя и родителей)

Выставка детской художественной литературы по теме огород.

Рассматривание иллюстрации, раскр

ашивание картинок по теме.

Посев семян для цветочной

рассады

на подоконнике детского сада

.

Подготовка места

и

инвентаря для грядок и клумб

.

Событийный этап (май - август)

Совместная организация огорода и клумб с педагога

м

и и родителями

(подготовка грядок, клумб

,

посадочного материала

)

Уход за огородом (прополка, поливка, рыхление, высадка

и пересадка

рассады,

подкормка,

организация дежурства

по уходу за растениями

)

Наблюдение за ростом растений

,

с занесением изменений в таблицу роста растения.

Опытно-эксперементальная деятельность (потребность в свете, воде, тепле, п

очве).

Сбор семян для посадки на следующий год.

Дидактические игры «Угадай по вкусу,

запаху», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот», «Лото», «Домино», Пазлы», «Ходилки»

Чтение художественной литературы А. Маскакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», К. Чуковский «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Д. Родари «Чиполлино»

Отгадывание загадок

Подвижные игры « Вершки и корешки», «Овощи и фрукты»

Витаминизация блюд в детском саду по мере созревания урожая.

Рефлексивный этап (сентябрь-октябрь)

Сбор урожая

овощей

(корнеплоды, капуста, лук, горох, бобы)

Итоговая беседа

«Мы

садили

огород»

Просмотр фотографий,

видео

.

Угощения блюдами из

овощей

, выращенных своими руками

.

(

в

инегрет, капустные «чипсы», салаты, блюда из картофеля, супы и др.)

Конкурс рисунков «Наш

веселый

огород»

Подведение итогов

образовательного

события

: праздник «Есть у нас огород»

.

Планирование огородных работ

на следующий год

.

Результат трудовой деятельности:

Дети п

ознакомились с

дикорастущими и культурными растениями

, с правилами посадки различных семян.

Н

аучились трудиться 

подгруппами

,

распределять между

собой трудовые занятия,

помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом.

У детей с

формировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений

.

Сформировались

навыки правильного пользования орудиями труда.

У детей появилось желание заботиться о растениях

.

Список литературы:

1. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1983.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду/\Под ред. Саморуковой П.Г. - М., 1992