Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лобановская средняя школа» структурное подразделение Мостовской детский сад «Теремок»
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
Подготовил воспитатель старшей
группы детского сада Горяева О.П.
Мостовая, 2024
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами природы.
« Ничто так, как труд не облагораживает человека.
Без труда не может человек соблюсти
свое человеческое достоинство»
Л.Н. Толстой
Выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.
Совместная трудовая деятельность на огороде или цветнике детского сада, с выращиванием растений может проходить в разной форме и с разной степенью включённости и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности через образовательное событие.
Предлагаем вашему вниманию образовательное событие «Есть у нас огород».
Актуальность. Огород в детском саду является одним из условий, осуществления экологического воспитания детей в детском саду. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.
Цель: расширение и обобщение знаний о культурных и декоративных растениях, которые можно вырастить своими руками, осознание значимости овощей в жизни человека.
Перед нами стояли следующие задачи:
Воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к природе, вызвать желание трудиться, интерес и потребность к правильному питанию, оказывать посильную помощь взрослым.
Образовательные : учить детей готовить почву, сажать семена овощей и цветов, ухаживать за ними, правильно пользоваться орудиями труда. (лейка, лопатка, грабли)
Развивающие : развивать представления детей об общих признаках растений (корень, стебель,листья,цветы, семена), потребностях растений во влаге , тепле, свете для их роста, правилах посадки разных семян овощей и цветов, об особенностях ухода за растениями.
Участники: дети разновозрастной старшей группы (5-7 лет ), воспитатели, родители .
Подготовительный этап образовательного события: (март-апрель)
Образовательное событие придумали сами дети, увидев на столе воспитателя каталог с семенами. Заинтересовались и захотели сами посадить цветы и овощи.
Обсуждение проблемной ситуации. «Зачем нужны семена
?
»
, «Можем
ли мы сами создать огород и где
?»
Просмотр презентации «Как из семян появляются растения?», «Условия для роста и развития растений»
, «Как ухаживать за растениями?»
Подборка семян для посадки (поиск информации
о сортах цветов и овощей
в интернете,
рассказ воспитателя и родителей)
Выставка детской художественной литературы по теме огород.
Рассматривание иллюстрации, раскр
ашивание картинок по теме.
Посев семян для цветочной
рассады
на подоконнике детского сада
.
Подготовка места
и
инвентаря для грядок и клумб
.
Событийный этап (май - август)
Совместная организация огорода и клумб с педагога
м
и и родителями
(подготовка грядок, клумб
,
посадочного материала
)
Уход за огородом (прополка, поливка, рыхление, высадка
и пересадка
рассады,
подкормка,
организация дежурства
по уходу за растениями
)
Наблюдение за ростом растений
,
с занесением изменений в таблицу роста растения.
Опытно-эксперементальная деятельность (потребность в свете, воде, тепле, п
очве).
Сбор семян для посадки на следующий год.
Дидактические игры «Угадай по вкусу,
запаху», «Чудесный мешочек», «В борщ или в компот», «Лото», «Домино», Пазлы», «Ходилки»
Чтение художественной литературы А. Маскакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», К. Чуковский «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Д. Родари «Чиполлино»
Отгадывание загадок
Подвижные игры « Вершки и корешки», «Овощи и фрукты»
Витаминизация блюд в детском саду по мере созревания урожая.
Рефлексивный этап (сентябрь-октябрь)
Сбор урожая
овощей
(корнеплоды, капуста, лук, горох, бобы)
Итоговая беседа
«Мы
садили
огород»
Просмотр фотографий,
видео
.
Угощения блюдами из
овощей
, выращенных своими руками
.
(
в
инегрет, капустные «чипсы», салаты, блюда из картофеля, супы и др.)
Конкурс рисунков «Наш
веселый
огород»
Подведение итогов
образовательного
события
: праздник «Есть у нас огород»
.
Планирование огородных работ
на следующий год
.
Результат трудовой деятельности:
Дети п
ознакомились с
дикорастущими и культурными растениями
, с правилами посадки различных семян.
Н
аучились трудиться
подгруппами
,
распределять между
собой трудовые занятия,
помогать друг другу, взаимодействовать друг с другом.
У детей с
формировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений
.
Сформировались
навыки правильного пользования орудиями труда.
У детей появилось желание заботиться о растениях
.
Список литературы:
1. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1983.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.
3. Методика ознакомления с природой в детском саду/\Под ред. Саморуковой П.Г. - М., 1992