Воспитательный потенциал системы дополнительного образования
С.А. Баканов, педагог – организатор отдела «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период» ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко
М.А. Баева, методист отдела «Центр воспитательной работы и занятости детей в каникулярный период» ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко
Система дополнительного образования обладает огромным воспитательным потенциалом, который способствует полноценному развитию личности учащихся. В рамках дополнительных образовательных программ предоставляется возможность расширить кругозор в естественных, технических, социальных науках и углубить знания в области математики, физики, биологии, химии и т.д.
Одним из важных аспектов воспитательного потенциала системы дополнительного образования является нравственное воспитание. Включение в программу дополнительного образования модулей, направленных на формирование этических ценностей и нравственных принципов, позволяет учащимся развивать сознательность, отзывчивость, толерантность и уважение к другим людям. Это способствует формированию гражданской позиции. В рамках различных студий и клубов предоставляется возможность заниматься художественными и музыкальными дисциплинами, развивать актерское мастерство, участвовать в творческих конкурсах и выставках. Это способствует стимулированию фантазии, развитию художественного вкуса и формированию индивидуальности. Имеет важное значение в формировании социальной компетентности учащихся. В рамках дополнительных курсов и занятий проводятся тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств и умения работать в коллективе. Это помогает учащимся стать активными и ответственными гражданами, готовыми к социальной и профессиональной деятельности.
Как в любой системе наряду с преимуществами имеются и проблемы. Одной из основных проблем, системы дополнительного образования является недостаток квалифицированных педагогов и специалистов. Вместе с тем, все больше родителей и общественности ожидают от этой сферы не только обучение, но и воспитание и развитие различных навыков и качеств у детей. Поэтому, важно создание системы дополнительного образования, которая была бы более структурированной и гарантировала высокий уровень профессионализма и компетентности педагогов.
Таким образом, воспитательный потенциал системы дополнительного образования позволяет формировать гармоничную, творческую и социально компетентную личность. Обеспечение доступа к различным образовательным программам и возможности заниматься дополнительными видами деятельности способствует полноценному и всестороннему развитию учащихся, помогает им раскрыть свой потенциал и успешно реализоваться в жизни. Основные проблемы в реализации воспитательного потенциала в сфере современного дополнительного образования детей можно преодолеть путем развития системы повышения квалификации педагогов, индивидуализации подхода к каждому ребенку, развития социальных и эмоциональных навыков и активного вовлечения родителей в образовательный процесс. Только в таком случае сфера дополнительного образования сможет полноценно реализовать свой воспитательный потенциал и вносить значимый вклад в развитие детей.