* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Вовлечение родителей детей раннего возраста в образовательный процесс.

В современном мире у людей мало времени для общения друг с другом, а общение с детьми сводится лишь к удовлетворению элементарных бытовых потребностей. Утром все быстро собираются на работу, по пути буквально «закидывая» ребенка в сад. Вечером надо спешить, чтобы выполнить остальные свои дела и в итоге, на малышей не находится времени. А ведь доверительные отношения и общение - основа здоровья ребенка. Такое общение требует особого внимания и терпения, здесь необходимо проявить фантазию. Если мамы стараются как-то придерживаться рекомендаций педагогов, то папы далеки от этого. И мы, как педагоги, прекрасно понимаем, что никто не будет специально готовиться к прогулке с ребенком, выискивая в источниках полезные игры и потешки. Во времена дефицита времени это очень затратно. Поэтому мы решили помочь нашим мамам и папам и избавить их семьи от дефицита общения.

По результатам анкетирования родителей мы поняли, что основной их запрос направлен на адаптациию к детскому саду и развитию речи детей в этом возрасте. Мы разработали карточки, в которых прописан алгоритм общения с детьми дословно, с помощью которых хотели добиться того, чтобы дети приходили в детский сад в хорошем настроении, а не в страхе, что они снова останутся вне дома с чужими людьми. Если у родителя проблема в этой сфере мышления, то он может просто прочитать с карточки, не выдумывая своих вариантов игры. Каждая карточка содержит подвижную игру, наблюдение или пальчиковую гимнастику. Что может быть лучше активной прогулки с утра? Пусть и не долгой. Родитель и ребенок общаются при помощи игры, что сейчас редко.

В итоге получаем следующее:

Дети эмоционально стабильны

Родители получают удовольствие от общения с детьми

Происходит развитие речи детей

В семье растет доверительная атмосфера

Родители по примеру могут придумать свои игры и занятия

Вырабатывается привычка правильного педагогического общения с детьми

Игры на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья.

Пусть не каждый день, пусть пару раз в месяц, но они поиграют по дороге в сад. Но это будет лучше, чем ничего. А мы в саду обязательно спросим, как они дошли до детского сада! Консультации оформляются в виде карточек, брошюр, буклетов, и раздаются родителям.

Карточка 1. «Транспорт»

Пальчиковая игра «Заведу машину»

Заведу мою машину
(повороты кистями руки, сжатой в кулак, как будто заводим машину)
Би-би-би, налью бензину.
(три раза потопать)
Крепко-крепко руль держу
(имитировать движения водителя)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)

Поехали!!!

Игра: «Путешествие в сад на машине»

Для игры необходимо взять из дома по атрибуту – рулю (можно игрушечный, у кого есть, можно просто нечто похожее по форме) и устроить гонки. По пути считаем обогнанные автомобили (людей). Не забывать соблюдение ПДД. Выиграл тот, кто быстрее приехал к саду (к остановке, к магазину….)

Все действия сопровождаем пояснениями (включаем поворотник, поворачиваем на лево, идем на обгон, тормозим перед поворотом, не выезжаем на встречку, пропускаем грузовик…)

Беседа о безопасности на дороге.

Запомни:

1. Машинки всегда пропускают пешеходов, если они идут по пешеходному переходу. А просто так по дороге бегать нельзя, потому что машинка тебя может задавить.

2. На красный сигнал стоим, на зеленый едем (идем).

3. На дороге запрещено бегать и баловаться, машинка может тебя задавить.


Карточка 2. «Кто в домике живет?»

Наблюдение за цветными окнами.

По пути в детский сад можно искать на домах окна, которые горят необычным цветом (зеленый, розовый, мигает или просто обратить внимание на горящие окна…)

Ход наблюдения (пример):

«Посмотри, что за свет в окошке? Какого он цвета? Как ты думаешь, кто там живет?»

Может быть там живет добрая бабушка, которая не спешит на работу утром, а встала посмотреть на деток, которые идут в сад. «Давай помашем ей ручкой?»

«Давай найдем еще окно с таким необычным светом?» Ребенок уже сам будет искать такое окно, главное подыграть ему в этом словами: «Где же оно может быть, не вижу?! А ты видишь?» Если находится такое окно, то там тоже живет какой-то интересный человек, который, например держит дома рыбок (котов, собачек, хомячков …), и выращивает цветы. И, скорее всего, этот человек уже давно работает, а свет оставил для своих любимцев, чтобы им не было так скучно.

Речевая игра «Где чей домик»

Загибаем пальчики:

Воробей живет под крышей.
В теплой норке – домик мыши.
У лягушки дом в пруду
Домик пеночки – в саду.
– Эй, цыпленок, где твой дом?–
Он у мамы под крылом.


Карточка 3 «Осторожно, машины на дороге»

Игра «Найди такую же машину».

Предлагаем ребенку найти такую же машину по заданному критерию: по цвету, по размеру, по этим двум характеристикам вместе.

Ход игры:

«Ух ты, какая интересная машина! Смотри, какого она цвета? (синего, красного….) А она большая или маленькая? Давай найдем такую же по цвету (по размеру, по двум параметрам) машину?»

В процессе поиска такой же машины поддерживать интерес ребенка словами:

«Так-так, где же она спряталась…? Как ты думаешь, найдем мы еще синюю (красную, большую, маленькую…) машину? Ой, вот похожая машина (показываем заведомо не правильно). Это похожая машина (красная, большая, маленькая…) машина? Нееет? А какая же? Ну ладно, давай искать какую нужно. Ой, я забыл, какую мы ищем машину? Правильно, мы ищем красную маленькую машинку» и тп..

Беседа о правилах дорожного движения.

«Машинки ездят по дороге, а пешеходы ходят по дорожке рядом. Называется эта дорожка – тротуар.

Машике

нельзя ездить по маленькой дорожке, где ходят

люди

пещеходу

нельзя ходить по большой дороге, где ездят машинки.

Как правильно переходить дорогу: «Давай вспомним, где левая ручка, где правая ручка. Вспомнили. Чтобы перейти дорожку, нам надо сначала посмотреть налево, туда, где левая ручка. Там не должно быть машинок. Потом смотрим направо, там тоже не должно быть машинок. И вот тогда нужно взять маму или папу крепко за ручку и осторожно, как мышки, перейти дорожку, смотря по сторонам».

Пальчиковая игра «Машины»

По шоссе идут машины,    (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,           (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)


Карточка 4 «Учимся считать»

Считалочка:

Мы сегодня посчитаем
Тех зверей, которых знаем!
Мишка — раз, слонёнок — два:
Уши, хобот, голова!
Зебра — три, жираф — четыре,
Не поместится в квартире!
Пять — тигрёнок, шесть — удав,
У него ужасный нрав!
Семь — зелёный крокодил,
Посчитался — выходи!

Игра «Давай посчитаем».

Считать можно кого угодно: детей, идущих в школу или в детский сад. Или выгуливаемых хозяевами собак.

Ход игры:

«Я вчера шла (шел) с работы и удивился, сколько же собачек гуляет на улице (детишек идет в детский сад, школу). И мне стало так интересно, сколько же их? Давай мы их посчитаем!». Не забываем поддерживать интерес ребенка к игре:

«Ну ка, вон, смотри, кажется я вижу еще собачку (ребенка, школьника…)! Ой, нет, это не собака (ребенок, школьник…), я ошибся.. А ты видишь собачку? А давай там посмотрим?» И тп… Главное не молчать, а демонстрировать активный поиск объекта.

Беседа: «Если к тебе подошла большая собака»

Бывает так, что у собачки нет дома и нет хозяина, который с ней будет гулять и заботиться. Такие собачки живут на улице со своими братиками и сестричками. Эти собачки могут разозлиться, если их испугать или подойти близко к их домику. Мы же чужих в домик не пускаем? Не пускаем. Собачки тоже близко к своему дому не хотят пускать. Если по пути в садик нам встретится бродячая собака, то мы должны правильно себя вести. А как?

Не размахивать руками и не кричать громко. Лучше прижать ручки к телу и замереть (показываем). Собачка просто понюхает тебя и уйдет по своим делам.

Не убегать от собаки, а спокойно идти от них прочь.

Не трогать собаку, она может укусить. Трогать можно только тех собачек, которые гуляют с хозяевами. Если хозяина нет – гладить нельзя.

Карточка 5 «Я познаю мир».

Игра «Юные футболисты»

По пути в детский сад можно поиграть в футбол, но не мячиком, а комком снега или небольшим камушком. Так же можно из дома взять шайбу, если есть или какой-нибудь сверток или бумажный стаканчик (если это будет сверток из мусора, то на финише провести беседу о необходимости убрать за собой мусор, демонстрируя это все примером – выкинуть мусор в урну).

Ход игры:

«Смотри, что у меня есть? Знаешь, что это? Это будет сегодня нашим мячом и мы будем с тобой играть в футбол. Смотри, как я это делаю (показать, как можно пинать атрибут)! Давай теперь ты попробуешь. А давай кто дальше пнет? Хочешь, отними у меня мячик? А теперь я у тебя отниму, убегай!» И тп

Беседа «Куда девается мусор»

«А знаешь, почему нельзя выбрасывать мусор на землю? Как называют людей, которые выбрасывают мусор на дорожку? Их называют неряхи. А чтобы не быть неряхой, нужно поддерживать чистоту везде: мыть ручки, личико, стирать одежду, не говорить плохих слов и выбрасывать мусор в специальные урны для мусора. Ведь если все будут выбрасывать мусор где им вздумается, то скоро вместо травки и цветочков будут фантики и бумажки… весь мусор из урн попадает в мусорные контейнеры. Потом приезжает большая машина и забирает мусор из контейнеров (можно показать эти контейнеры) и увозят его в специальное место, где его сжигают


Карточка 6 «Юные космонавты».

Игра «Ракета».

Здесь нужно придумать какое-то действие (например, побежать, хлопнуть в ладоши, замереть, если ребенок понимает это действие) и начать обратный отсчет. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 - ПУСК! (начать делать выбранное действие). Можно менять команды и повторять несколько раз игру.

Лучше заранее объяснить ребенку, что такое ракета. (Проще не объяснять, а показать на примере: взять обычный воздушный шарик, надуть его и отпустить, не завязывая. Шарик начнёт носиться по комнате, пока не сдуется. Вот принцип, по которому он носится - это и есть принцип реактивного движения, принцип, на котором летает ракета. Воздух выходит из дырочки - и толкает шарик вперёд. Ракета - точно такой же воздушный шарик, просто "надувают" её изнутри топливом).

После игры «Ракета» можно посмотреть на небо и пофантазировать, как она там летает среди звездочек вместе с космонавтом внутри нее, рассказать, кто такой космонавт:

«Помнишь, мы запускали дома ракету? Она сейчас уже, наверно, далеко от нас улетела… Как ты думаешь, что она встретила на своем пути? Большие и маленькие звездочки, луну, солнышко, северное сияние, другую ракету…»

Считалочка «Ракета»

Чтоб лететь нам на планету,
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три -
Полетишь сегодня ты!

Считалочка поможет рассчитать, кто сегодня первый: войдет в ворота сада, нажмет кнопку звонка домофона, зайдет в группу и тп