ВОЙНА, НЕ ДЕТСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Г.В. Черненко, Н.В. Черненко На протяжении многих лет каждое поколение школьников росло на книге Валентина Катаева ?Сын полка?, главный героем которой был Ваня Солнцев, собирательный образ тех трех с половиной тысяч малолетних фронтовиков, которым довелось пройти долгими вёрстами войны. Когда взрослый берет в руки оружие, то священный долг гражданина и патриота, любовь к Родине и своей стране, это ответственность, это долг. Когда же ребенок берет в руки винтовку, то это уже крик отчаяния. Никто не знает сколько на самом деле советских мальчишек и девчонок в годы войны отказались от детства и ушли защищать Родину. Те, чьи имена дошли до нас, в десятки и сотни раз меньше. А в нынешнем российском законодательстве ?сынов полков? просто нет. Сама же традиция, когда к воинской части прикреплялись несовершеннолетние, существовала довольно давно. Начиная ещё с 18 столетия в российских армии были юные барабанщики, а на военных кораблях – гардемарины. Присутствие малолетних ?воинов? продолжилось и в годы Первой мировой и Великой Отечественной воин. Но именно в годы Великой Отечественной войны это явление приобрело массовый характер, но в одних случаях, детей официально заносили в списочный состав и ставили на довольствие, а в других – напротив – не отражали в учетной документации. Мы говорим -"у войны не женское лицо", но воюющие дети - еще более противоестественное явление, чем женщины на войне. Тем не менее, их вклад в общую победу бесценен. Десятки, а то и сотни тысяч девчонок и мальчишек, в годы войны "прибавляли" себе пару лет и уходили на фронт защищать Родину, воюя наравне со взрослыми. Например, на оккупированной территории Белоруссии в партизанских отрядах воевали?не менее 74500 детей, за все годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч детей были награждены боевыми орденами и медалями. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации в годы войны на фронте сражалось порядка 3,5 тысяч юных солдат в возрасте до шестнадцати лет. При этом сюда не включены те, кто в несовершеннолетнем возрасте помогал партизанам и подпольщикам. Тем не менее есть основания предполагать, что эта цифра является заниженной, так как многие командиры не предавали огласке тот факт, что в их подразделении находится ребенок. Были случаи, когда в советских воинских частях ?сыновьями полка? становились польские, словацкие или, что парадоксально, немецкие дети. Будущие ?сыны полка? попадали в действующую армию тремя способами. Первый способ, солдаты подбирали детей, которые остались без семьи и дома,?как сироты, так и просто потерявшиеся. Второй способ – когда родители занимали командные должности в подразделении и забирали детей с собой. И третий– когда в воинские формирования попадали дети, сбежавшие на фронт. Чаще ?сыны полка? выполняли хозяйственные функции, помогая тыловым подразделениям, но немало случаев, когда дети участвовали непосредственно в боевых действиях. Были примеры и ?дочерей полка?. В годы советской власти о них помнили, писали книги, снимали фильмы, их именами называли пионерские отряды и дружины, присваивались имена паркам и улицам Нынешние же поколение детей знает, в лучшем случае, лишь некоторые имена. В школах, да и в других учебных заведениях, патриотическое воспитание находится на очень низком уровне. Этому способствует удаление из учебных программ книг о героях войны, о пионерах –героях и т. д. Созданием в учебных заведениях только патриотических формирований, типа Юнармия, в которые входит незначительная часть учащихся, мы ситуацию не исправим. Нужны более кардинальные меры воздействия на сознание детей, закреплённые учебной программой.
Война не детское занятие