Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №6» г. Магнитогорска

Методическая разработка

«Возможности цифрового фортепиано и совершенствование навыков ученика- пианиста»

Автор: преподаватель по классу фортепиано

Сафаргалина Лилия Фарамразовна

202

Интерес к музыкально-компьютерным технологиям среди преподавателей и учащихся детских музыкальных школ и школ искусств возрастает год от года. В этом нет ничего удивительного – 21 век – век глобальной информатизации и всеобщей компьютеризации – диктует свои правила. Музыкально-компьютерные технологии – новое и быстро развивающееся направление в музыкальном образовании. Наша школа искусств не стала исключением. Появление цифрового пианино в школе вызвало живой интерес у преподавателей и учащихся и успешно введено в учебный процесс.

Учебная деятельность в школе искусств направлена на воспитание у учащихся музыкальной культуры, эстетического вкуса как части духовной жизни. Учитывая интересы сегодняшних школьников, их повальное увлечение компьютерными технологиями, реализацией этой цели становится приобщение их к музицированию на электронных музыкальных инструментах. Современные средства технологии значительно расширяют как палитру музыкального звучания, так и возможности музицирования с их использованием. Доступность исполнения, тембровая палитра, готовые автоаккомпанементы, расширение репертуара за счет произведений популярной музыки – реалии нашего времени. «Музыка должна иметь полезное применение ради не одной цели, а нескольких: ради воспитания, ради очищения…, ради интеллектуального развлечения, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности», – писал Аристотель в 4 в. до н.э.

При всем уважении к фортепиано все же стоит заметить, что общественный интерес к нему, как и ко всем другим механическим инструментам сегодня далеко не тот, что несколько десятков лет назад. Цифровое фортепиано становится все более популярным и чаще заменяет привычный инструмент. И тому есть несколько причин:

оно компактно, удобно в эксплуатации (даже для малогабаритных квартир);

имеет регулируемый уровень громкости (при необходимости можно играть в наушниках);

купить цифровое пианино сегодня гораздо проще, чем обычное;

не требует постоянной настройки;

э

лектронная схема воспроизведения звука не зависит от воздействий внешней среды, например сквозняков

;

обладает записывающим устройством;

возможность подключения

к компь

ютеру или к музыкальному центру;

легко транспортируется (на другую квартиру, на концерт, на дачу);

Однако у нового поколения электронных инструментов появляется все больше дополнительных опций (таких как банк звуков – помимо обычного рояля еще клавесин, орган, стрингс и т.д., драм-машина, секвенсор, midi-порт), позволяющих использовать цифровое фортепиано не только в качестве концертного или домашнего инструмента, но и серьезного помощника в обучении музыке.

Использование цифрового фортепиано для пианистов предпочтительнее синтезатора в первую очередь из-за схожести с оригиналом большинство производителей добиваются максимальной аутентичности, как в звуке, так и в удобстве исполнения. Цифровые фортепиано Casio станут оптимальным выборомкак для начинающих, так и для учащихся старших классов. Именно цифровое пианино Casio – это инструмент, в котором приятно удивляют и качество и цена.

Цифровое фортепиано CASIO PX-410 модель топ-класса в серии PRIVIA. Переносное (16.7кг без подставки). Обладает полной клавиатурой – 88 клавиш с молоточковым механизмом (3 уровня чувствительности)специальная конструкция клавиатуры, которая за счет применения системы рычагов и пружин достоверно передает ощущения от нажатия на клавиши, как при игре на настоящем фортепиано или рояле.Сустейн - педаль в комплекте. Выход на наушники и микрофон. Полифония 32 звука. Встроенная флэш-память. Более 200 цифровых эффектов. Контроллер: PITCHBEND (колесо изменения высоты).

CASIO PX-410 – инструмент с широкими возможностями, обладает следующими функциями:

Многотембровость (

670 +224 пользовательских

);

Автоаккомпанемент (

166 + 16 пользовательских

);

Регистрационная память (для фиксации настроек и их оперативного извлечения);

Обработка и синтез звука (для создания акустической атмосферы и продуцирования звукового материала самим пользователем);

Секвенсер (для создания фонограмм);

Готовыесонги-минусовки (для музицирования под фонограмму)

Выход на внешние носители – SD-

card

/дискета;

MIDI

,

USB

,

AUDIO

– порты (для коммутации с внешними устройствами).

Цифровое фортепиано – это отличный выбор и для домашнего обучения, и для концертного выступления. Играть на нем удобно как начинающему, так и профессиональному музыканту. Его можно использовать сольно и для игры в ансамблях, в театре, для аккомпанемента в оркестровых и вокальных классах, в маленьких помещениях и больших концертных площадок. Оно становится незаменимым помощником при подготовке к урокам сольфеджио, развивает тембровый слух, позволяет освоить множество музыкальных стилей и направлений, в том числе принадлежащих к массовой культуре, раскрывает творческий потенциал детей.

Практическая часть

Активируется данный инструмент путем нажатия кнопки «Power». Перед началом игры рекомендуется установить необходимый уровень громкости. Автоматически настройки выстроены под тембр акустического фортепиано.

Использование цифрового фортепиано в работе над полифонией.

Пример №1: Готфрид Штёльцель «Менуэт»из сюиты соль минор

(STRINGENSEMBLE 175+ HARPSIHORD 013)

Чтобы добиться выразительности исполнения, мы рассказываем детям о той эпохе, в которой жил композитор, для какого инструмента изначально сочинялось данное произведение, представить, как оно звучит, предлагаем послушать данное или аналогичное произведение в записи... Используя цифровое фортепиано, можно не выходя из класса, попробовать самому сыграть на старинных инструментах вполне реально, не меняя туше. Клавесин, орган, арфа, струнный квартет – где еще ребенок прикоснется к его величеству звуку в таком разнообразии. А как по-новому зазвучит пьеса, например, на концерте в детском саду.

Пример №2: И.С. Бах Маленькая прелюдия C-dur(CHURCHORGAN071)

И.С. Бах – источник классической музыки. Когда начинаешь из него черпать и кладешь на свои впечатления, он начинает жить, рождать новые ассоциации, подголоски… Электронные аранжировки произведений классической музыки уже давно не являются новой областью музыкального творчества. При наличии индивидуализированного «пользовательского стиля» (USERSTYLE) и правильно подобранных для мелодического голоса инструментов могут получиться хорошо звучащие электронные версии таких композиторов. Этому имеется множество примеров на современной эстраде. Направление музыкальной школы – наиболее точное воплощение замысла автора.

Пример №3: Доменико ЦиполиФугетта (CHURCHORGAN071)

Циполи – композитор 18 века, один из интереснейших деятелей музыкального барокко, композитор-странник. Благодаря ему в церквях индейских поселений зазвучала европейская музыка. Сочинял для клавира и органа.

Плюсы, полученные от такой работы:

развивается тембровый слух;

решается некоторые интонационные моменты, особенно проблема длинных нот;

появляется интерес к работе над полифонией.

Применение цифрового фортепиано помогает при работе над этюдами.

Пример №4: Г.БеренсЭтюд C-durсоч.88, №11(с аранжировкой)

После того как выучен этюд наизусть, ученик начинает «выгрываться» в произведение. Именно в этот период он часто «забалтывает» этюд, так как трудно держать медленный единый темп, все время хочется играть быстрее. Игра же на цифровом фортепиано может сопровождаться встроенной функцией метронома (METRONOME160-165).

Еще один вариант работы над этюдом – его гармонизация. Сначала помогаем подписать аккорды аккомпанемента в нотах. Следующий этап: запись в секвенсор ритмического аккомпанемента в нескольких вариантах. Например, первый в стиле кантри в медленном темпе (CNTY 8BT), второй – в стилеHOUSE в умеренном темпе и третий в стилеPASODOBLE в быстром темпе (выбор стиля по желанию). Учащиеся старших классов это могут сделать самостоятельно дома, младшим необходимо помочь в классе и записать на флеш-карту. Этот вид работы мы только еще осваиваем, есть некоторые продвижения, но, к сожалению на данном этапе не можем показать. Работаем в этом направлении.

Плюсы, полученные от такой работы:

ученик лучше ориентируется в аккордах, так как делает гармонический анализ, и не потому, что это надо педагогу, а потому что знает – это ему пригодится;

играть с сопровождением этюд – не только удовольствие, но и ритмическая организация;

главным становится не техническая сложность, а музыка;

знакомство с различными стилями и направлениями.

В старших классах использование цифрового фортепиано особо интересно на урокахмузицирования. Основной контингент наших учеников – дети со средними музыкальными данными, основная цель их обучения – приобщение к музыкальному искусству, воспитать эстетический вкус, научить понимать и оценивать музыку с духовно-нравственных позиций,развить умение воспринимать образцы современной музыки в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием, сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности. Чтобы любовь к музыке они пронесли через всю свою жизнь.

Некоторым детям трудно дается аккомпанемент на фортепиано, предлагаю заменить данный вид работы на автоаккомпанемент цифрового фортепиано. Во-первых, это развивает теоретические навыки, во-вторых, технику чтения с листа. Ускоряет процесс выучивания пьесы и соответственно показа ее в концертном варианте.

Автоаккомпанемент предлагает готовые шаблоны вступления и заключения.

Пример №6: Джартини «Андантино» (ноты для кларнета и фортепиано)

В цифровом фортепиано есть функция транспонирования, что значительно облегчает работу концертмейстера, как учащегося, так педагога. На уроках можно использовать ноты для инструментов с различным строем. Особенно полезна данная функция в классе вокала.

Плюсы, полученные от такой работы:

ученику интересно заниматься дома, поэтому он быстрее выучивает текст;

ансамблевое мышление развивается постоянно, а не только один раз в неделю на уроке;

развивает чувство метра и ритма, навыки ансамблевой игры;

предоставляют возможности для экспериментирования, что делает традиционный урок более привлекательным.

Незаменимым помощником цифровое фортепиано будет в работе любого коллектива, будь то школьный оркестр или театр. Во-первых, можно восполнить недостающие инструменты ансамбля или усилить звучание имеющихся. Во-вторых, встроенный или записанный с помощью компьютера ритмический аккомпанемент придаст необычный колорит звучанию. В-третьих, это быстрая аранжировка или транспонирование. И наконец, это просто удобно при работе с коллективом.

Пример №7 С.Бише «Маленький цветок»

Вывод: В наше время, в век компьютерных технологий, нельзя отставать от современных реалий. Эти технологии, дополняя традиционную учебную деятельность, помогают заинтересовать детей занятиями музыкой и облегчают процесс преподавания. Наличие цифрового фортепиано дома оказывается скорее полезным для их образования и, что немаловажно, дает музыкальной школе возможность конкурировать с другими развивающими и обучающими структурами.

Список использованной литературы

Бадеева О. Компьютерные технологии в классе фортепиано ДМШ // Музыка и электроника. – 2009. – №1. – С.14-15

Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. – Дубна: Феникс, 2007. – 496 с.

Красильников И.М. Электромузыкальные инструменты. – М.:Классика, 2007. – 40 с.

Руководство пользователя

CASIO PX-410