* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

МАУДО Михайловская ДШИ

Методическая разработка:

«Возрастные особенности детского изобразительного творчества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Михайловск, 2023

  

Написавший исследование о рисунках детей Г. Лукенс, относит это охлаждение к возрасту между 10 и 15 годами. После этого охлаждения, по его мнению, наступает снова интерес к рисованию в возрасте от 15 до 20 лет. Но этот подъём творчества переживают только дети, обладающие повышенной одарённостью в художественном отношении. Большинство детей застывает уже на всю жизнь на той стадии, в которой застаёт их этот перелом.

Для того, чтобы смягчить этот перелом для детей на всех этапах взросления для учителей изобразительного искусства один из ключевых вопросов их деятельности – это то, как обеспечить детей необходимыми знаниями и умениями, развить творческие способности, фантазию, воображение, творческое мышление, эстетический вкус. При этом не перегружать их излишне академизмом, а выбирать наиболее выигрышные варианты в подборе средств и приёмов, которые можно применить в общеобразовательной школе для учащихся любого возраста. Это и является актуальной проблемой на сегодняшний день.

             В связи с этим, цель работы – создание благоприятных условий для вовлечения детей разных возрастных этапов в художественное творчество.

Задачи работы:

·        Выявить специфику возрастных особенностей школьников.  

·        Разработать методы, способствующие формированию художественно-творческих навыков.

·        Составить подборку детских работ, отражающих возрастные особенности детского изобразительного творчества.

      Новизна данной работы состоит в том, что в ней представлена возможность доказать, что на возрастные особенности воспитанников могут повлиять инновации учебного процесса (музейный компонент) которые ведут к положительной динамике обучения воспитанников.

Для того чтобы понять перелом, который претерпевает детское рисование, следует наметить основные этапы, по которым идёт развитие рисования у ребёнка.  Г. Кершенштейнер распределяет весь процесс развития детского рисунка на четыре ступени.

Если оставить в стороне стадию каракулей, штрихов и бесформенного изображения отдельных элементов, можно начать со времени, когда у ребёнка появляется рисунок в собственном смысле слова.

Это рисование можно считать первой ступенью. На этом этапе ребёнок изображает предметы схематично, нереально и неправдоподобно.

Современные исследователи детских рисунков считают, что одним из первых предметов изображения у ребёнка является человек. В фигуре человека обычно при этом передаётся голова, ноги, иногда руки и туловище. И этим все изображения человеческой фигуры ограничивается. Это так называемые - головоноги.

Развитие содержания детских рисунков представляется большинству авторов следующим: от изображения человека ребёнок переходит к рисованию животных, домиков и других предметов, постепенно расширяя количество тем. Существенным отличием этой стадии является то, что ребенок рисует по представлению, а не с натуры. Однако не только прямые наблюдения, но и анализ рисунка легко вскрывает то, что он знает о вещи, а не то, что видит. Другим ясным доказательством того, что на этом этапе ребёнок рисует по представлению (по памяти), являются внешняя несообразность и неправдоподобность детского рисунка.

              Второй ступенью можно назвать ступенью возникновения чувства формы и линии. Теперь дети все пытаются в своих рисунках воспроизвести не только сами по себе отдельные предметы, но и связи между предметами. Сюжет, действие играют в рисунке ребёнка всё более заметную роль. Это ещё рисунки-схемы, но здесь уже проявляются зачатки изображения, которые похожи на действительность.

               Третьей ступенью, по Г. Кершенштейнеру, является ступень правдопобного изображения, при котором схема уже исчезает из детского рисунка совсем. Рисунок имеет вид силуэта, или контура. «Лишь немногие дети, говорит Г. Кершенштейнер, - сравнительно идут далее третьей ступени собственными силами без помощи преподавания. До 10 – летнего возраста это встречается лишь в виде редкого исключения, с 11 лет начинает выделятся известный процент детей, обнаруживающих некоторую способность пространственного изображения предмета».

На следующей, четвёртой ступени пластического изображения, отдельные части предмета изображаются детьми выпукло, при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, передаётся движение. А по-настоящему реальное изображение предмета появляется только в высшей и последней стадии развития детского рисунка, этой ступенидостигают редкие дети. Этот период связан с ослаблением внешней физической активности», - говорит А.В. Бакушинский, - с усилением активности умственной. Наступает полоса аналитически-рассудочная в детском развитии, которая длится в течение позднего детства, поры отрочества. В восприятии мира и творческом отражении этого восприятия играют теперь господствующую роль зрительные вехи. Подросток становится всё более зрителем, созерцающим мир со стороны.          

Исследователи детского изобразительного творчества пробовали и до настоящего времени пробуют найти убедительные объяснения характерным возрастным особенностям рисунков детей. Так ещё в начале XX века сторонниками биогенетической теории было высказано предложение о том, что каждый из возрастных этапов детского рисунка отражает определённый этап художественного развития всего человечества.

·       Первые хаотичные каракули – искусство первобытного общества

·   Рисунки 6-7 летних детей, изображающих человека и предметную среду схематически, условно – искусство Древнего Египта;

·     Подростковый рисунок, отличающийся суховатостью, стремлением к точной прорисовке деталей – средневековое искусство;

·        Юношеское изобразительное творчество – период романтизма.

Ценность этой научной разработки заключается главным образом в том, что в ней содержится описание возрастных особенностей рисования, не зависящих ни от национальных, ни от педагогических условий формирования детского творчества. Биогенетики впервые обратили внимание на то, что в художественном развитии ребёнка существует определённые характерные этапы. Они акцентировали внимание на явлении, которое впоследствии получило название «подростковый кризис детского изобразительного творчества».  

В объяснении же причин этого кризиса другие исследователи высказали свои предложения. Выготский Л.С. заметил: «Ребёнка снова занимает процесс, но не процесс собственного действия, а процесс, протекающий во внешнем мире. В изобразительном творчестве подросток в этот период стремится к иллюзорной и натуральной форме, он хочет сделать так, чтобы было как на самом деле, зрительная установка позволяет ему овладеть методами перспективного изображения пространства».

Таким образом, можно заметить, что переход к новой форме рисования связан в этот период с глубокими изменениями, которые происходят в поведении подростка. Это уже не массовое, стихийное, спонтанное, т.е. самопроизвольно возникающее детское творчество, это творчество, связанное с умением, с творческими навыками, с овладением материалом и т.д.

Из всего сказанного можно составить представление относительно распределения четырёх ступеней детского творчества по возрасту: 5-6-летние дети находятся на первой ступени развития, затем, на следующую, вторую ступень можно поставить детей в возрасте 7-9 лет. С 10-11 лет рисунок для детей совершенствуется, отходя от схематизма, отображение мира идёт через наблюдение, через натуру. Ребёнок вступает в новую третью фазу совершенствования своего творческого потенциала. Четвёртая последняя ступень (по Г. Кершенштейнеру) формируется с 13-летнего возраста и дальше, в зависимости от объективных и субъективных причин дальнейшего развития или не развития ребёнка в художественном отношении. Рисование в переходном возрасте не может быть массовым явлением, и для одарённых детей, и даже для детей, которые не собираются впоследствии быть художниками-профессионалами.

Оценка детского творчества на разных возрастных этапах развития и правильный выбор применяемых методов и средств, необходимых для этого влияет на процесс руководства их творчеством.

Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий. Привлечь ребенка к художественному творчеству можно на каждом возрастном этапе.

 

 

Список литературы:

 

Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1993.

Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. – Л-М.: Искусство, 1960.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.  – М.: Просвещение, 1991.

Кузин В.С. Психология: учебное пособие. - М.: Просвещение,1974.

Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.

Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует.- М.: Советский художник, 1980.

Максимов Ю. В. Родник творчества. - М.: Просвещение, 1988.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.

Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1980.

Харрис Натаниэл. Климнт. Жизнь и творчество. – М.