Все мы родом из детства.
(заключительный урок по литературе в 11 классе).
Цель урока: способствовать глубокому осмыслению нравственных уроков произведений литературы, помочь выпускникам осознать их великую созидательную силу.
Оборудование урока: презентация, запись музыки, аксессуары для сценок, лепестки из цветного картона для «цветка детства», каждому выпускнику объёмный цветок из компьютерной цветной бумаги.
ХОД УРОКА
В начале урока учитель предлагает посмотреть весёлый видеоролик песни Антона Лирника «У меня было детство».
Слово учителя. Наверное, слушая эту песню, вы тоже вспомнили , весёлые , забавные моменты своего детства. На пороге вашего прощания со школой, с вашим детством мы постараемся проанализировать этот важный этап в жизни каждого человека и сделать выводы, которые станут вашим ориентиром во взрослой жизни и позволят (я уверена в этом) избежать многих ошибок. А помогут нам решить эту сложную задачу, как и всегда на уроках литературы, прекрасные и мудрые произведения прекрасных и мудрых русских писателей и поэтов.
У таджикского писателя-философа Тимура Зульфикарова есть притча «Молодость и старость»: «У дервиша , что такое молодость и старость. Тот ответил:
- Путник шёл по висячему деревянному мосту над мутной рекой, поскользнулся и упал в реку. В молодости я смеялся над таким человеком, а в зрелости печалился, а теперь я плачу.
- Какие определения к слову «детство» вам, ребята, приходят в голову прежде всего?
(Ответы весёлое, беззаботное, беспечное и т.д.).
Именно такое детство показал в своих произведениях Виктор Драгунский. Встречайте героев его рассказа «Заколдованная буква» и вспоминайте, какими вы были ещё совсем недавно.
Сценка по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». (Участвуют дети 7 класса)
Выходят два мальчика и одна девочка. Один мальчик везёт машинку на верёвочке, другой- грузовик, а девочка несёт куклу. Вдруг они видят ветку ели на полу, девочка бежит к ней и поднимает.
Девочка: (радостно). Смотрите, а на ёлке сыски висят.
Мальчишки начинают смеяться, указывая на девочку.
Первый мальчик: Ой, умру от смеха! Сыски! (Падает на санки, держась за живот)
Второй мальчик: Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.
Девочка: (с обидой). Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Первый мальчик: Эка невидаль! У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Что! Правда, здорово – хыхх-ки! Я даже петь могу (вскакивает с санок и с приплясыванием):
Ох, хыхечка зелёная,
Боюся уколюся я.
Девочка: (очень громко): Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски.
Первый мальчик: (чуть не плача). Нет, не надо сыски, а надо хыхки.
Девочка: Сыски. Я всё папе расскажу! (Плачет и уходит)
Первый мальчик: (вслед девочке). Всё равно хыхки! (Уходит вслед за девочкой, тоже плача)
Второй мальчик: (Очень серьёзно). Чего так спорить, раз оба неправы? Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: (пауза) фыфки! Вот и всё! (Уходит)
Слово учителя. Я уверена, что каждый из вас мог бы тоже рассказать забавную историю из своего детства.
Ответы учеников.
Слово учителя. Вижу, что на всех нахлынули прекрасные воспоминания о беспечном детстве и расставаться с ним стало ещё более жаль. А поможет выразить общую ностальгию песня «Кораблик детства». ( Текст лежит на партах, поют все выпускники).
Все исполняют песню «Кораблик детства».
Слово учителя. Да, вы уже стоите на пороге юности, но это вовсе не означает, что с детством нужно распрощаться навсегда. Постарайтесь сохранить «детскость» души (к доске прикрепляется лепесток с этим словом), и вы увидите, что это приобретение детства станет вашим добрым талисманом.
Однако детство не только весёлая и беззаботная пора, но и время активной учёбы. Учёные утверждают, что 70% всего, что человек узнаёт за всю жизнь, он узнаёт в детстве. Знания эти самые разнообразные. Поэтому вслед за героем сказки Сент-Экзюпери «Маленький принц» каждый из нас может сказать: «Я из моего детства». То есть, чему мы научились в детстве, останется с нами на всю жизнь. И пожалуй, первое, что мы понимаем в детстве – любовь родных и близких, особенно мамы. Много прекрасных произведений на эту тему мы прочитали с вами за 11 лет. Назовите некоторые из них. (Ответы учников, в том числе: рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»). Давайте вспомним, о чем это произведение? (Ответы выпускников).
Слово учителя. Да, материнское сердце способно простить всё. Но, поверьте, не стоит это проверять. Иначе вам придётся жить с горечью вины перед самым дорогим и близким человеком. А это тяжёлая ноша. Послушайте, что говорится об этом в одной старой мудрой легенде.
(Рассказывает подготовленная выпускница)
Легенда о матери. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила она свекровь, сказала мужу: "Пусть не ходит мать в хату, посели её в сенях”. Поселил сын мать в сенях, запретил заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Пересели мать в сарай”. Переселил сын мать в сарай. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из груди её сердце и принеси мне”.
Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый камень, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек мой родной, не больно ли ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ушибленное место”.
Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, встала мать и прижала к груди кудрявую голову сына. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов.
Слово учителя. Такова легенда, созданная народной мудростью. Вывод из сказанного, на мой взгляд, очевиден:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты дочь, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Будет надёжной опорой твоей!
Уверена, никого не нужно уговаривать взять любовь своих родителей с собой в юность (к цветку на доске добавляется лепесток со словом «семья»).
Кроме семьи, ни один ребёнок не может обойтись и без друзей. Да, бывает, что вы ссоритесь, но настоящая дружба становится от этого только прочнее. Давайте убедимся в этом.
Сценка «Кто первый?» (по стихотворению В. Орлова)
Два выпускника выходят к доске и становятся, отвернувшись друг от друга. Затем выходит девушка-выпускница.
Девушка: Кто кого обидел первый?
Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!
Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!
Девушка: Кто кого ударил первый?
Первый юноша: (показывая пальцем на другого). Он меня!
Второй юноша: (тоже показывая пальцем на своего товарища). Нет, он меня!
Девушка: Вы же раньше так дружили!
Первый юноша: (Обиженно). Я дружил!
Второй юноша: (Обиженно). И я дружил!
Девушка: Что же вы не поделили?
Первый юноша: (Удивлённо). Я забыл.
Второй юноша: (Удивлённо). И я забыл!
Слово учителя. В старинных книгах говорится: «Новых друзей наживай, а старых не теряй». Это о друзьях детства. Считается, что они самые верные и остаются с нами на всю жизнь. И их вы тоже возьмите с собой (к доске прикрепляется новый лепесток со словом «друзья»).
Известный поэт сказал: «В начале жизни школу помню я…». Наверное, эта страничка вашего детства остаётся до сих пор самой неоценённой. Ничего, всему своё время! Вспомните героя рассказа В. Распутина «Уроки французского». Только спустя годы он смог понять поступок учительницы, которая ценой своей карьеры помогла ему стать человеком. Но зато каждая учительница, наверное, немножко завидует Лидии Михайловне, в честь которой написан этот светлый гимн любви и уважения – рассказ «Уроки французского».
Послушайте ещё одно прекрасное произведение на эту тему.
Стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!» (Читает подготовленный ученик, а на экране слайды с фотографиями выпускников вместе со своими учителями).
Слово учителя. Мудрость наставников тоже возьмите в путь, пусть пока и неосознанно. Уверяю, обузой не будет (лепесток со словом «школа» прикрепляется к доске).
Говоря о детстве, нельзя не сказать о первой любви, которую почти каждый из нас переживает именно в этом возрасте. Это чувство и становится, пожалуй, первым вестником того, что детство заканчивается и вы – уже на пороге нового жизненного этапа. Давайте посмотрим, как это происходит.
Инсценирование эпизода из повести Р. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви».
Скамейка, к ней прикреплена ветка берёзы с листочками из зелёной компьютерной бумаги, звучит запись с голосами птиц. На скамейке сидит юноша и перочинным ножом чинит карандаш, на коленях у него лежат книжки и тетрадки. Подходит девушка и садится рядом.
Юноша: (с укоризной). Завтра последнее испытание, а ты уходишь на целый час. Сама всё знаешь, а другой человек пусть пропадает. И он пропадёт. Я даю тебе слово. И, может быть, чтобы он не пропал, ему нужно учиться, а тебя, когда надо, нет.
Девушка: Филька, ты бы мог и один выучить эту теорему за час, пока я ходила к Жене.
Юноша: (с грустью). А что ты скажешь, если я её учу, учу, а она катится от меня, как на колёсах?
Девушка: Тогда начнём скорей. (Берёт у Фильки свою тетрадь и объясняет по ней). Если две окружности имеют общую точку…
Юноша: (кладёт свою руку на руку девушки). Нет, подожди. Скажи мне сначала всю правду. В самом деле пойдёшь ты сегодня на рассвете с Колей на мыс?
Девушка: Я сказала тебе правду.
Юноша: (тихо и с грустью). И для этого надела ты своё нарядное платье?
Девушка: (твёрдо). Да.
Юноша: (с душевной болью). Таня, не ходи туда. Я тебя очень прошу!
Девушка: (твёрдо). Нет, я пойду. (Вдруг на лице её отражается испуг, она оттягивает платье на шее). Гусеница, гусеница! Вот она здесь! Противно! Режь скорее!
Юноша: (долю секунды колеблется, глядя на свой нож, а потом выполняет её просьбу).
Девушка: (сжимает в руке кусок отрезанной ткани, потом с ужасом и отвращением разжимает ладонь и видит там обыкновенный сучок. Недоумённо смотрит на него, потом с ужасом - на дыру в платье). В чём же я теперь пойду? Зачем ты сделал это, Филька?
Юноша: (тихо, но твёрдо). Нарочно, хотя ты сама меня об этом просила. Но, может быть, ты теперь не пойдёшь на мыс?
Девушка: (кричит). Всё равно я пойду. Я пойду, я пойду! (Убегает).
Юноша: (сидит, опустив голову, потом берёт тетрадь и учебник и уходит).
Слово учителя. Чем же обогатила первая любовь сердца героев?
(Ответы: Фильку – уважением к чувству Тани. Таню – мудростью («никто не виноват»), великодушием (отказывается от своего счастья ради счастья и покоя матери). Колю – пониманием того, что кроме любви, есть ещё такое чувство, как долг).
Слово учителя. Говорят, что первая любовь редко бывает счастливой. Но вместо обиды и горечи вы, подобно героям этой повести, возьмите с собой в далёкий жизненный путь её нравственные уроки (к доске прикрепляется лепесток со словом «любовь»).
Жить, думая о тех, кто рядом с тобою, считаясь с ними. Воспринимать настоящую любовь как подарок, и скорбеть, теряя её, как у Николая Рубцова в стихотворении «Расплата».
Читает подготовленный ученик.
Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.
И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду…
Поздно ночью откроется дверь.
Невеселая будет минута.
У порога я встану, как зверь,
Захотевший тепла и уюта.
Побледнеет и скажет: - Уйди!
Наша дружба теперь позади!
Ничего для тебя я не значу!
Уходи! Не гляди, что я плачу!..
И опять по дороге лесной
Там, где свадьбы, бывало, летели,
Неприкаянный, мрачный, ночной,
Я тревожно уйду по метели…
К императору Наполеону пришла мать одного солдата, осуждённого на смерть, и просила о помиловании.
- Он осуждён по справедливости, - сурово сказал император.
- Я пришла просить не справедливости, а милости.
- Ваш сын не заслужил милости, – прервал её Наполеон.
- Государь, - тихо сказала мать, – милость не заслуживается, а её оказывают.… Поэтому и прошу о помиловании.
Эти слова глубоко тронули сердце Наполеона, и преступник был прощён.
И на пороге вашей жизни вне стен школы хочется пожелать вам:
чтобы выше закона – было прощение
выше наказания - милосердие
выше ненависти - только любовь.
Лепесток со словом «милосердие» прикрепляется к доске.
У Сергея Есенина есть стихотворение «Шёл Господь пытать людей в Любови»
Шёл Господь пытать людей в Любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, -
Знать, от голода качается, болезный».
Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно,… мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь»
- О чём это стихотворение?
Лепесток со словом «сострадание» прикрепляется к доске.
Слово учителя. Вот и расцвёл волшебный цветик – семицветик вашего детства. Его подобие есть на столе каждого из вас. Возьмите их с собой в юность как символ нравственных уроков детства, которые вы усвоили, в том числе и с помощью произведений литературы.. Если вы бережно, обдуманно будете «отрывать лепестки», то есть расходовать всё, что приобрели в детстве, жизнь ваша будет счастливой. Но надеяться только на волшебство не стоит. Многое зависит от вас самих.
Однако и доля удачи, благосклонность Судьбы тоже не помешают. Давайте попробуем её задобрить.
Песня «Ты, да я, да мы с тобой!»