Муравьевская основная общеобразовательная школа, филиал МБОУ Шатуновская средняя школа

Всероссийские проверочные работы: что это и как подготовиться

Автор: учитель русского языка и литературы

1- категорииЛузянина Галина Абдукеримовна

2024 год

Всероссийские проверочные работы: что это и как подготовиться

Несмотря на то, что ВПР – это проверочная работа для проверки уровня системы образования, а не аттестация конкретного ученика, многие педагоги часто оценивают ее, как контрольную работу. Поэтому подготовка к ВПР должна быть проведена на самом серьезном уровне.

Что нужно для подготовки к проверочным работам:

знать, из каких заданий состоит ВПР;

какие задания вызывают самые большие трудности у учеников;

тщательнее готовиться к заданиям, с которыми чаще возникают трудности.

Это поможет пройти еще раз пройденный материал, закрепить его и ликвидировать пробелы в знаниях.

Как подготовиться к ВПР:

Не обязательно покупать дополнительные учебные пособия и материалы. Задания ВПР охватывают только школьную программу обучения, в т. ч. задания повышенной сложности.

Можно взять учебник и повторить материал за прошлый год, например, порешать задачи.

Для контроля можно просмотреть контрольные работы прошлых лет. Они размещены на сайте ФИОКО.

Учиться можно с помощью образовательных платформ в интернете, где размещены тренировочные задания для подготовки к ВПР.

Если у ученика были проблемы с учебой, можно обратиться за помощью к репетитору, чтобы восполнить недостающие знания.

Начинать готовиться к ВПР нужно методом «чем раньше, тем лучше», чтобы успеть пройти всю программу.

Специалисты не рекомендуют как-то специального готовится в ВПР, т. к. задания подбираются так, что на момент проведения проверочной работы все необходимое учащимися уже изучено. Поэтому дополнительно загружать детей не требуется. На практике, к сожалению, все выглядит иначе: дети, учителя, родители – все находятся в стрессе от предстоящих ВПР.

На что влияют результаты и что делать, если ребёнок завалил ВПР?

Даже, если ребенок завалит проверочную работу, его не оставят на второй год. Поэтому сильно переживать и накручивать детей при подготовке к ВПР будет неправильно. Тесты созданы как раз для того, чтобы проверить качество нашей системы образования в целом, выявить ее тонкие стороны и проблемы. Вообще Рособрнадзор даже не рекомендует учителям использовать результаты ВПР при выставлении годовых отметок ученика.

На практике часто баллы, полученные в результате выполнения работы, учитель переводит в пятибалльную шкалу оценивания и выставляет результаты в журнал. В этом случае оценка повлияет четвертные, и годовые отметки ученика, что является для ученика дополнительным стрессом, наряду с другими контрольными и проверочными работами.

Критика ВПР: почему эти проверки не нравятся

ни детям, ни учителям?

Школьная администрация заинтересована в том, чтобы ученики их учебного заведения показали максимально высокий результат по проверочной работе. Чем лучше сдан ВПР, тем выше рейтинг у школы. Поэтому может иметь место практика давления на учителей, выдвижение требований по приоритетной подготовке к ВПР, написания тестовых заданий и отработке нестандартных заданий, которые не входят в программу. Увеличивается нагрузка и психологическое давление на учеников.

Любая проверка — это колоссальный стресс для учащихся любых возрастов. Это может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Бывают случаи, когда в школах, где результаты ВПР не удовлетворяют Рособрнадзор, администрации проводят дополнительные внутришкольные проверочные работы, чтобы зазубривать и натаскивать детей на «правильные» ответы.

Избыточные проверки и психологическое давление ведут к снижению интереса к учебе.

Подготовка к ВПР занимает большое количество времени, что не подходит для учеников старших классов, у которых в приоритете может быть обучение другим предметам, которые будут им необходимы для поступления в высшие учебные заведения.

Почему педагоги против ВПР?

ВПР – это не государственная итоговая аттестация, использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок ученикам Рособрнадзор не рекомендует. Проведение ВПР, проверка работ, составление отчетов, отминают дополнительное время, однако никак не оплачиваются, поэтому материального стимула у педагогов просто нет.

На практике по результатам ВПР учителю часто приходится писать объяснительные, потому, что результат проверочной работы у ребенка может отличаться от его итоговых оценок. Оказываемое морально-психологическое давление способствует повышенной нервозности, потери интереса к качественному обучению детей.

За что не любят ВПР родители?

Всероссийскую проверочную работу не любят и родители. Они просто не могут остаться в стороне от происходящего. Их беспокоят нервное перенапряжение ребенка, у него может не хватать времени и сил на другие более приоритетные занятия. Родители не понимают, для чего нужен ВПР, если проводятся итоговые контрольные работы, почему вокруг них столько нервов и напряжения.

Более того, для проведения проверочных работ в учебном заведении средних размеров нужно распечатать около 20 тысяч листов с заданиями. В больших городах затраты покрываются бюджетом школы, а небольших региональных школах это затраты ложатся на плечи родителей – они вынуждены собирать деньги, чтобы оплатить картриджи, бумагу.

Стоит ли бояться ВПР?

Бояться проверочной работы точно не стоит. Нужно заранее узнать, что такое проверочные работы, как проходит ВПР, в чем их отличие от проведения итоговой контрольной работы. Не нужно думать о том, как сдать ВПР, нужно просто тщательно изучать текущие темы, при трудностях обращаться к учителю. Подготовка к Всероссийским проверочным работам – не что иное, как повторение и закрепление пройденного материала. Относитесь к ним, как к стандартным проверочным работам, которые проводятся в школах регулярно.

Родители и учителя должны поддержать ребенка, внушить ему уверенность в своих знаниях. Ни в коем случае не запугивать и не давить на него.

Источники:

https://www.sravni.ru/ege-oge/info/vserossijskie-proverochnye-raboty-chto-ehto-i-kak-podgotovitsya/