МДОУ «ЦРР ДС № 20 ,п.РОЩИНО»

Конспект занятия в старшей группе .

Тема: «Вторая жизнь бумаги».

Воспитатель : Язовская Ирина Валентиновна.

2023г

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Тема занятия: «Вторая жизнь бумаги».

Цель: расширять знания детей о бумаге.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление детей о значении деревьев в жизни людей; познакомить детей с историей возникновения бумаги; - дать представление о разнообразии бумаги; - дать представление о процессе производства бумаги.

Развивающие: - развивать внимание, познавательную активность детей. - развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Речевые: - активизация словарного запаса .Слова «макулатура», «лесорубы», «чурбачки», «береста» , «пергамент» , «папирус». Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к объектам природы - воспитывать интерес к познанию окружающего мира. –воспитывать желание беречь природу

Предварительная работа:

- чтение стихотворений и загадок о бумаге; - проведение бесед, формирующих у детей первоначальные знания об изготовлении бумаги, ее свойствах; -рассматривание иллюстраций. - сбор макулатуры

Оборудование:

-для сюрпризного момента – мешок с использованной бумагой, мягкая игрушка, «письмо от лесных жителей»; - презентация о производстве бумаги, - предметы из бумаги (книга, самолетик, открытка, коробка, конверт, купюра), -досточки , покрытые пластилином

1.Организационный момент, начало занятия.

Цель: организация внимания детей, настроить детей на активную деятельность.

Методы и приемы: сюрпризный момент –возвращение зайчика из леса.

- мультимедийная презентация; -д/игра «Бывает - не бывает», -решение проблемной ситуации «Если бы…», - опытно-экспериментальная деятельность; -физкультминутка; творческая деятельность.

Доброе утро, ребята! Сегодня у нас занятие необычное, к нам пришли гости! Им стало интересно ,чем же мы тут сегодня будем заниматься. Давайте им тоже пожелаем «Доброго утра!». Дети: «Доброе утро!». Воспитатель:

Ребята ,а вы заметили , наш зайчик вернулся к нам(игрушка ,которая часто участвует у нас в занятиях. До этого она куда-то «пропала» на несколько дней).А что это у него лежит в кармашке?(Письмо с сообщением о том ,что это он принёс нам пакет с бумагой, которую насобирал на мусорной куче в лесу .(До занятия обращается внимание детей на пакет с использованной бумагой ,стоящий на тумбочке)И ещё :все лесные жители не могут понять ,почему там рубят деревья.) .

-Так вот ,кто нам принёс этот пакет с бумагой! А мы думаем всё утро над этим. Как называется использованная бумага? Что мы будем с ней делать? Можем ли мы ее еще как-то использовать? (ответы детей)

Правильно :МАКУЛАТУРА .И МЫ ЕЁ СДАДИМ НА ПЕРЕРАБОТКУ)

В:-А почему же лесные жители просят нас о помощи?

Ответы детей подводим к тому ,что люди засоряют леса и это вредит животным.

В:Как вы думаете, что надо делать с мусором?(сдавать на перерабатывающие комбинаты, выбрасывать в мусорку, разделять)

В:А вы куда бросаете мусор?(Затронуть вопрос о разделении мусора по категориям, рассказать про Лёву).

Молодцы, вы всё правильно понимаете. Я для вас подготовила экологическую игру.

После занятия мы с вами в неё поиграем.

2.Основной этап.

В:. Ребята, вы знаете ,когда появилась первая бумага ,на чём люди писали?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ : «ИСТОРИЯ БУМАГИ»

- Древние люди рисовали на камнях. - Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Писали на них тростниковыми или костяными палочками. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне. - Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту Их называли берестяные грамоты. (показать детям кусочек бересты) - Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.

-Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски одинаковой длины. Сверху укладывали второй ряд полосок, поперёк первого слоя. Всё это прижимали прессом и оставляли сохнуть. Писали на нём тростниковой палочкой , расщеплённой с одной стороны. Чернила делались из сажи или красной земли .- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо - бумагу. В настоящее время существует множество видов бумаги

В:А нам нужна бумага? Вспомнить, что может быть из бумаги

Д/ игра: «Бывает, не бывает»(проходит стоя возле стульчиков). Я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (предметы: книга, яблоко, обувь, альбом, газета, зеркало, купюра, игрушка, журнал ,мебель и др).

Свойства бумаги. (познавательная деятельность)

Какими свойствами обладает бумага? (мнётся, горит, размокает)

Перед детьми лежат кусочки картона ,салфеток, бумаги. Им предлагается смять, порвать, размочить бумагу и сделать вывод, какая бумага прочнее.

Творческая работа. «Глиняные таблички»

В:А сейчас давайте представим ,что мы с вами живём в прошлом и у нас ,кроме глиняных плиточек, нет ничего, на чём можно было бы писать.

Давайте мы попробуем писать на таких плиточках (дети работают на картоне, покрытом пластилином –пишут острыми палочками)

В:Сейчас процесс изготовления бумаги значительно изменился. Теперь ее производят на специальных заводах.

Я предлагаю вам посмотреть, как это происходит. (Презентация о производстве бумаги – 2 минуты)

В: А кто мне скажет, какую пользу нам приносят деревья?

Правильно, ребята, деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства.

Давайте представим ,что на земле исчезли все деревья.

Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?» Варианты ответов детей

ФИЗ.МИНУТКА.

А сейчас представьте, что вы изготавливаете бумагу. (стоя у стульчиков)

Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора) На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны) Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки) А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками) Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга) Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони).

ТРИЗ. «Что было ,что стало?»

Макулатура-книги ,тетради-чистый лист бумаги-дерево-маленький росток-семя

Дерево-маленький росток-семя

И для того что бы сохранять деревья люди научились перерабатывать «макулатуру».

В: Что можно сделать из макулатуры?

-картон -одноразовая посуда –туалетная бумага –контейнер для яиц –упаковка для посуды -крафт-бумага –наш альбом «Чудо-бумага»

В:А мы с вами что делаем с использованной бумагой?(Собираем, сдаём)

Мы с вами собрали и сдали 60 кг макулатуры. Тем самым мы спасли 3 дерева!!!)))

А на вырученные деньги мы купили 3 (аж 3) энциклопедии.

Ребята ,вам понравилось сегодняшнее занятие? Вам было интересно ?Что вы запомнили больше всего?

А напоследок я предлагаю вам немного поиграть. Дыхательная гимнастика. Дуем на шарики из салфеток(перекатываем друг другу)