«Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами»

СОСТАВИЛА

Старший воспитатель здания №13

«Радуга»

Припорова Ольга Ивановна

Взаимодействие с семьями воспитанников и социальными партнерами.

Взаимодействие семьи всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности ДОУ в связи с введением изменений в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующем ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС) роль родителей возрастает в несколько раз. Родителям необходимо знать, что детский сад является основой для оказания помощи в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Контакт между педагогом и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого воспитателю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также как и родители обеспокоен их судьбой.

Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам.

Воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

1.В основе работы воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон педагога в процессе общения с родителями неприемлем в работе, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться может исчезнуть, после того как они услышат от воспитателя «должны», «обязаны». Единственно правильная норма взаимоотношений воспитателей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у воспитателей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, очень часто с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Воспитатель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. В поисках помощи и понимания родители могут доверить ему личное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, воспитатель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен сохранять в строгой конфиденциальности и обращать с целью помощи ребенку, а также родителям в воспитании.

4. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, проблемы переформулировать в задачи, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя

с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение

семьи

к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с родителями значит

гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель

, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение

воспитателя успокоить родителя

, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо

воспитывать

своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы

взаимопомощи и поддержки семьи

в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах

семьи

и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. . Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения

социального состава родителей

, их образовательные потребности и

воспитательные запросы

. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с

семьей

.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих

воспитанников

.

Поэтому начинать необходимо с анализа

социального состава родителей

, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с

родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы

взаимодействия с семьей

.

Совместная деятельность педагогов и родителей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам детского сада.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразные способы организации их совместной деятельности и общения.

Работу с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют через традиционные и нетрадиционные формы общения.

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды. ширмы, папки-передвижки) .

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей Информационно-аналитические (Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»,

Досуговые (Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)

Познавательные (Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. организация мини-библиотек.

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

В нашем детском саду регулярно проводятся праздники, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Взаимодействие с социальными партнерами

Библиотека им. Л.

Н.Толстого

Выставочный зал на

Каширке

Совет ветеранов

Нагатино

-Садовники,

Нагатински

Затон

Счастливая семья

Учи.ру

– интерактивная образовательная платформа на платформе МЭШ «Интересные уроки для дошкольников

»

Музыкальная школа им. Асафьева