ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕГО РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Успешная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Важно, чтобы родители
в процессе обучения ребенка в школе стали активными участниками воспитания и обучения своих детей»
А.Р. Маллер
Появление ребенка — большое, радостное событие в каждой семье. Ребенку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота, внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Воспитание ребенка с проблемами в развитии требует от родителей, педагогов многих качеств — терпения, настойчивости, понимания проблем ребенка и многого другого.
Установление взаимопонимания, тесного контакта педагога с родителями является необходимым условием успешной психолого-педагогической работы с ребенком.
Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. И реакция родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальна как по силе, так и по характеру, но вместе с тем обнаруживаются и черты сходства. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям.
Потребность в оказании психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, обуславливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются.
Путем психолого-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, позволили определить ряд проблем, характерных для таких семей и пути их решения.
— низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, отсутствие необходимых педагогических знаний;
— тревожность, вызванная рождением ребенка с психофизическими недостатками;
— низкая осведомленность о возможностях своего ребенка.
Так, в одной из семей, родители нагружают ребенка учебными занятиями не по программе, он не может осмыслить, понять и применить практически материал. Консультирую родителей об особых образовательных возможностях ребенка. В результате работы, выбираем оптимальный путь развития ребенка: увлечение ребенка по ее предпочтениям. Ребенок стал увлекаться рисованием. Взрослые поддерживают ребенка и способствуют его развитию через творчество. Таким образом, вовлечение родителей в этот процесс, развивается их компетентность, сглаживается их уровень тревожности.
В другой семье, забота о ребенке ограничивается только присмотром и уходом. Для вовлечения родителей в образовательный процесс, после занятий, называю маленькие успехи ребенка и ориентирую родителей продолжить выполнять практическую работу совместно с ребенком.
Психологическая поддержка семьи.
Психологической поддержкой является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, формирование педагогической компетентности родителей и создание системы психолого-педагогических условий, способствующих урегулированию детско-родительских отношений.
Психологическая поддержка очень важна родителям.
В своей работе использую следующие виды психологической помощи семье, воспитывающей ребенка инвалида:
Информирование:
информирую родителей о закономерностях и особенностях развития ребёнка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребёнок, о вопросах воспитания и обучения такого ребёнка и т.д.;
Консультирование:
практическая помощь родителям в поиске решений в проблемных ситуаций, в налаживании конструктивных отношений со своим ребёнком, а также процесс информирования родителей о нормативно-правовых
аспектов
будущего семьи, о возможностях развития и обучения ребёнка;
Проведение занятия
в присутствии одного из родителей (мама, бабушка). Родители учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся соотносить возможности ребёнка и свои требования к нему.
Обучение и воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей.
В своей работе организую педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка в семье. Привлекаю их к совместной работе на занятии с ребенком (инсценируем сказку, играем в лото и др.). По запросу законных представителей, провожу беседу с ребенком по создавшейся проблемной ситуации в социуме. В результате проведенных мероприятий, получаем положительные результаты, которые радуют родителей.
Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.
Компетентность родителя.
Родительская компетентность – это прежде наша грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Грамотный родитель знает главное правило в том, что ребенку нужна безусловная любовь, и он может понять и принять своего ребенка, таким, каков он есть [3].
Для повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребенка, провожу следующую работу:
1.Повышение осведомленности об индивидуальных особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка.
Вовлечение родителей и детей в городских конкурсах и он-
лайн
.
Организация консультаций по развитию познавательных процессов и укреплению здоровья ребенка.
Взаимодействие педагога и семьи в ходе
разработки и реализации СИПР.
Федеральным государственным образовательным стандартом определена позиция семьи в образовательном пространстве - позиция активного участника, партнера и предполагается проведение образовательной организацией специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.
Формы и методы работы с семьей в рамках реализации СИПР.
Привлекаю к разработке и реализации СИПР родителей (законных представителей). Убеждаю родителей в том, что успешность развития ребенка в значительной степени зависит от единства в подходах к воспитанию и обучению ребенка, согласованного взаимодействия образовательной организации и семьи.
Обсуждение СИПР с законными представителями происходит в начале учебного года. В процессе обсуждения родители знакомятся:
с ходом психолог
о-
педагогического обследованием ребенка;
дополняют информацию об особенностях его развития;
выражают свое мнение относительно возможных результатов обучения и воспитания ребенка в текущем учебном году;
совместно планируют ожидаемые результаты на учебный год для внесения их в СИПР;
договариваются о подходах, которые будут использовать в работе с ребенком дома.
обсуждают другие вопросы.
Обмен информацией о ходе реализации СИПР
Текущую информацию о ходе образования ребенка родители (законные представители) получают во время беседы с педагогом:
достижения и трудности, возникающие в процессе обучения;
формы и методы обучения и воспитания ребенка,
состояние здоровья ребенка и меры по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
другие вопросы.
Таким образом, психолого - педагогическая поддержка семье, способствует решению проблем, возникающих в семье, воспитывающих особого ребенка через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, детско-родительских отношений.
Создание благоприятной развивающей среды для ребенка в домашних условиях, имеет важнейшее значение для его эффективного обучения и воспитания. Для этого родителям необходимы знания, способствующие пониманию особенностей и возможностей ребенка. Важно, чтобы члены семьи владели практическими навыками, позволяющими успешно выстраивать отношения с ребенком в процессе взаимодействия с ним.
Только деятельность (С. Л. Рубинштейн, 1957, 1999) и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести родителей из состояния тревоги, отчаяния и позволят им обрести новые жизненные ориентиры. В итоге воспитательная и обучающая деятельность родителей содействует перестройке их личности на принятие больного ребенка, на объективную оценку его достоинств и недостатков.
Список используемой литературы:
Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей //Дефектология. - 1973. - №6
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – Москва: Просвещение, 2008.
Интернет-источники:
https://www.studmed.ru/view/tkacheva-vv-tehnologii-psihologicheskoy-pomoschi-semyam-detey-s-otkloneniyami-v-razvitii_a6c5b672d4f.html?page=15
https://infopedia.su/2x8f6.html
https://урок
.р
ф/library/psihologicheskaya_podderzhka_roditelej_vospitivayushih_194235.html
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/03/19/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semey