Взаимодействие в работе учителя-дефектолога и воспитателя для детей с ОВЗ, ЗПР

 Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, использование ведущего вида деятельности - залог успеха в работе.

     Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

 

      При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями группы для детей с задержкой психического развития, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

     Среди них:

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с задержкой психического развития;

- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;

- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

- закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической речи;

- подготовка детей к письму, формирование графических умений;

-  устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;

 - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;

- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией задержки психического развития;

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования учебных навыков.

 

     Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

 

     Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, развитию и коррекции познавательных процессов.

     Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

 

     Чтобы обеспечить единство в работе учителя-дефектолога и воспитателя, необходимо выработать определенную систему деятельности:

1. Воспитатель совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

     Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий.
     Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

     Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

2. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

     Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.
     В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог. Воспитатель проводит предшествующую занятиям с учителем-дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

     Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и  другие специалисты дошкольного учреждения, такие как музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

4. Совместное взаимодействие с родителями.

     Основная задача педагогов при организации работы с родителями - помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребёнком по заданиям, которые даёт учитель-дефектолог и воспитатель, единстве требований педагогов и родителей.
     При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

 

     Для подробного примера рассмотрим взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя при изучении такой предметной области как ознакомление с окружающим.

     Учитель-дефектолог проводит занятие по ознакомлению с окружающим в соответствии с лексическими темами, утвержденными учебной частью на текущий учебный год. В течение недели он старается включить учебный материал этой предметной области в содержание других дисциплин, варьировать материал для достижения эффективности усвоения базовых понятий и овладения действиями.

     По этим темам и воспитатели планируют все свои занятия. Основными методами обучения являются: действия с натуральными предметами и их изображениями, наблюдения во время экскурсий и прогулок, просмотр кинофильмов и диафильмов, беседы, чтение прозаических и стихотворных текстов, составление тематических альбомов, дидактические игры.

 

     Учитель-дефектолог может осуществлять работу с воспитателями в следующих формах:
- тематические педсоветы, консультации;

- мини-педсоветы с участием педагогов, работающих с определенным воспитанником;

- индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;

- деловые игры, "круглый стол";

- творческие гостиные;

- теоретические и практические практикумы;

- картотеки методических рекомендаций для воспитателей по каждой предметной области.

 

     Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников с нарушениями в развитии.