Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ?Детский сад № 151 комбинированного вида? Ново-Савиновского района г.Казани (МБДОУ ?Детский сад № 151?) Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности Выполнила: воспитатель Хлыбова А.В. г. Казань 2024г. Оглавление Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Речь и моторная деятельность.................................................................4 Глава 2. Нарушение общей и мелкой моторики...................................................7 Глава 3.Развитие мелкой (тонкой) моторики рук.................................................9 Глава 4. Пальчиковая гимнастика........................................................................13 Глава 5. Развитие общей моторики......................................................................16 Заключение.............................................................................................................17 Список литературы................................................................................................18 Введение Речь ребёнка формируется под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и усвоения, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развития ребёнка, каждый ?качественный скачок?, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Глава 1. Речь и моторная деятельность В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием: “все из рук валится”, “руки опускаются”, “руки не доходят”, “легкая рука”. Однако большинство из нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл в них заложен. Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений, показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы постирать, связать, почистить, взбить... В результате то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Редко кто из взрослых об этом задумывается, все равно чаще уступает сиюминутной целесообразности. Например, в современном мире не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребенок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнет все пуговицы на куртке или рубашке. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучке, вместо рубашки – футболку или толстовку, а вместо куртки на пуговицах – куртку на молнии или – еще лучше – на тех же липучках. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцами. В то же время замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на два – два с половиной месяца, что для маленького ребенка очень много. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, и это позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушения и стимуляции развития другой. При корекции моторики происходит достаточно быстрое улучшение речи и мышления ребенка. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению психологов, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. “Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев”,- писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый “источник” творческой мысли, который “питает” мозг ребенка. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. В институте физиологии детей и подростков сотрудниками лаборатории нервной высшей деятельности ребенка в ходе обследования большого количества детей было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. С детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти необходимо выполнять следующие виды деятельности: - “пальчиковый театр”; - выкладывание узоров из мелких камешков, круп; - вязание, шитье, вышивание; - завязывание и развязывание узелков; - застегивание и расстегивание пуговиц различной величины; - комкание и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки); - лепка из глины или пластилина; - нанизывание бус, бисера, пуговиц; - нанизывание колец различной величины на стрержень; - перематывание цветных клубочков ниток; - складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.; - собирание мозаики по возрастающей сложности; - собирание пирамидки, матрешки; - узнавание предметов на ощупь. Таким образом, чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, необходимо использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук. Глава 2. Нарушение общей и мелкой моторики У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикулярные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. В книге М. Кольцовой ?Ребёнок учится говорить? описан следующий эксперимент. Л.В. Фомина в доме ребёнка взяла три группы детей в возрасте от 10 месяцев до года 3 месяцев, все неговорящие. В 1 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи 2,5 минут. Во 2 группе - занятия по развитию речи и развитие общей моторики. Детям давалась возможность 20 минут свободно передвигаться по полу, а не в манеже, как обычно. В 3 группе проводились ежедневные занятия по развитию речи и 20 минутные тренировки пальцев рук в играх. На занятиях по развитию речи у детей пытались вызвать простые звукоподражания. Результаты эксперимента: В 1 группе голосовые реакции появились на 20 день, но они были слабы и стереотипны. Во 2 группе - голосовые реакции появились на 6 день, а после 15 дня 10% детей смогли точно воспроизвести звуки. В 3 группе результаты оказались неожиданными. Голосовые реакции отмечались уже на 3 день, с 7 дня 41% детей, а с 15 дня - 67.3% детей имели правильное звукоподражание. Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений рук, удалось получить раньше и оно оказалось более совершенным. Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи то же в пределах нормы, если развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитее речи, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность. Глава 3. Развитие мелкой (тонкой) моторики рук Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук. 1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. 3. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. 5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно. 6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой. 7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности. 9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки"). Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 10. Игры с рисованием. Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 11. Игры с предметами домашнего обихода. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи, готовят руку к письму и развивают усидчивость. Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Глава 4. Пальчиковая гимнастика Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских учреждениях необходимо уделять внимания развитию движения пальцев рук. У большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, нескоординированные). Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений. Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов пять недель). Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно заучивая текст. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1) 1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка кулачок ребро (на счет "раз, два, три"). 3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно). Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК". Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2) 1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки). 2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук). 3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их). 4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить). 5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы). Потешка "БЕЛКА". Сидит белка на тележке, Продает она орешки, Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3) 1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе). 2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными). 3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать). 4. Цветок (то же, но пальцы разъединены). 5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз). Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК". Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик я, Вот и вся моя семья. Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4) 1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг). 2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками). 3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их). 4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы). 5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх). Потешка "БЕЛКА". ... Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди ... Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5) 1. Замок (на счет "раз" ладони вместе, а насчет "два" пальцы соединяются в "замок"). 2. Лиса и заяц (лиса "крадется" все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" перебирая пальцами, быстро движутся назад). 3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу). 4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе). 5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными). Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ:" Hу-ка, братцы, за работу! Покажи свою охоту. Большому дрова рубить. Печи все тебе топить. А тебе воду носить. А тебе обед варить. А малышке песни петь. Песни петь, да плясать, Родных братьев забавлять. Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы. Глава 5. Развитие общей моторики Упражнения на повышение уровня активации. Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность. 1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно. 2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук. 3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь. 4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке. 5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. 6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней. В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п. Заключение Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей очень важно знать, что сначала у всякого ребёнка развивается понимание речи и только потом овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не принесёт желаемого эффекта. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье - ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Список литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2009. 3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. 4. Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – М.: Университетское, 1988. 5. Кольцова М. Ребёнок учится говорить. – М., 1998. 6. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 7. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. 8. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности ?Психология?. М., 1997. 9. Подготовительная к школе группа в детском саду /Под ред. М.В. Залужской. – М.: Просвещение, 1995. 10. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина – М.: Просвещение, 1994. 11. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7. 12. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1996. 13. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. 14. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1997. HYPER13PAGE HYPER15 19
Взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности