* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri';}

Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

Ярош Дарья Сергеевна

МОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи

Г. Комсомольск-на-Амуре

Старший педагог дополнительного образования

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависит от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определённых личностных качеств. Наличие «природных» способностей не является гарантией успеха ребёнка, так как при отсутствии должной мотивации ребёнка он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение со сверственниками. В случае отсутствия видимой мотивации имеющиеся задатки не превращаются в способности, а личностное развитие идёт гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремление ребёнка к развитию, которое в конечном счёте становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках, в постоянном персональном росте и самосовершенствованию. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации, а иногда и из-за ряда объективных причин, которые мешают процессу обучения ребёнка. Например, в хореографическом коллективе иногда педагог из-за большой загруженности концертными выступлениями вынужден «выставлять» одних и тех же детей, а другим, ещё не сумевшим раскрыть свои способности в полной мере, детям уделяет меньше внимания, что не позволяет ребёнку достигнуть определённого результата.

Причин такого состояния дел несколько. Во-первых, до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными способностями включаются в процесс обучения, общения и оказывают заинтересованность в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков.

Во-вторых, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых, то что значимо для одного, может не представлять интереса для другого.

В-третьих, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, в разных ситуациях различна. По этой причине то, что вполне подходит для стимулирования в одних ситуациях, может быть неприемлемым в других.

Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в процессе обучения и воспитания детей, не рассматривал педагог, все они в конечном счёте сводятся к системе поощрения и наказания.

Умелое сочетание поощрения и наказания обеспечивает оптимальную мотивацию, которая с одной стороны, открывает возможность для развития положительных свойств, а с другой – препятствует возникновению отрицательных. Для психологического развития ребёнка одинаково важна стимулирующая роль и поощрения, и наказания: поощрения служат развитию положительных качеств, а наказание – исправлению или коррекции отрицательных. Соотношение между ними может меняться с возрастом в зависимости от претензий ребёнка на самостоятельность. Чем больше таких претензий, тем строже должны быть порицания. Эти претензии на самостоятельность наиболее ярко проявляются в подростковом возрасте, что педагог наблюдает при работе со средними и старшими группами. Когда детям кажется, что они всё уже знают и умеют, что педагоги необоснованно делают им замечания, когда их подростковый максимализм не даёт возможность адекватно оценить свои действия и поступки.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребёнка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических.

Органические стимулы – это стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребёнка ( что-либо приятное, сладкое, вкусное).

Материальные стимулы – связаны с приобретением желаемых для ребёнка вещей.

Моральные стимулы – стимулы, которые обращены к чувствам ребёнка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей.

Социально-психологические стимулы – содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений ( внимание к ребёнку, уважение, отведение ему престижной и значимой роли в коллективе).

Индивидуальные стимулы- стимулы, которые содержат в себе нечто весьма личное, существенное для данного ребёнка, имеющее для него особое значение.

Действие различных стимулов на поведение человека ситуационно и личностно опосредованно.

Говоря о ситуационной опосредованности, имеется ввиду то, что восприятие и оценка человеком тех или иных стимулов как значимых обусловлены тем, в какой ситуации это происходит. Одна и та же оценка может восприниматься по-разному в условиях, когда ей предшествовали неудача или успех или когда она повторяется из раза в раз. Повторяющиеся в ситуации к ситуации оценки содержат в себе слабые побуждения к деятельности. Стимулы, касающиеся удовлетворения наиболее важных для ребёнка актуальных потребностей, будут, естественно, сильнее воздействовать на него, чем те, которые относительно индифферентны.

В связи с необходимостью более глубокого понимания ситуационной и личностной опосредствованности влияния стимулов введено понятие валентности ( ценности) и вероятности успеха или неудачи. От них зависит воздействие стимулы на поведение ребёнка. Валентность, или ценность, относится к тому значению, которое стимул приобретает в связи с удовлетворением потребностей ребёнка. Каждая потребность может быть удовлетворена разными способами, и тот из них, который лучше всего соответствует, будет обладать наивысшей валентностью для данной потребности.

Рассмотренные понятия имеют прямое отношение к педагогической оценке как к особого рода стимулу. В мотивации индивидуального поведения при специфических видах деятельности – педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности. Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребёнка именно в данном виде деятельности с учётом следующих четырёх обстоятельств: знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребёнка к успехам в обучении; знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данном виде деятельности; знания индивидуальных различий в мотивации обучения; знания ситуативных факторов, которые воздействую на мотивацию усвоения материала, формирования умений и определённых качеств личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрение или порицания, должны быть уравновешенными. В зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрения и порицания, должны меняться.

Типы и способы оценивания успехов и неудач ребёнка в обучении и воспитании следует систематически выравнивать для того, чтобы не возникало явление привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов. Такими стимулами желательно придавать дополнительную валентность, а в тех ситуациях, в которых они действуют, обеспечивать достаточно высокую вероятность успеха.

Список литературы:

Амонашвиле

Ш.А «Обучение. Оценка. Отметка

М.1980г

Ананьев Б.Г. «Избранные психологические труды»: М. 1980г

Гордеева Т.О.

«

Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы

»

М.:

2002.

Немов

Р.С. «Психология» М. 1998г

Хекхаузен

X.

«

Мотивация и деятельность

»

. СПб:

2003.

Щукина Г.И.

«

Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся

.

»

М.1988г