* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-size: 12pt;} .left_margin {font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .c18 {font-size: 12pt;} .c2 {font-size: 12pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;}

Занятие по внеурочной деятельности

в 8 классе «Мы-команда!»

.

Титова Юлия Сергеевна

социальный педагог

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Мы-команда!».

Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного командного взаимодействия

Задачи:

• Создать доверительную атмосферу для общения в группе.

• Улучшить коммуникацию обучающихся.

• Создать условия для совместного достижения общей цели, выработки тактики и стратегии решения задач.

• Продемонстрировать преимущества командной работы.

Планируемые результаты:

Расширение своих знаний о командном взаимодействии, формирование и совершенствование положительных качеств личности: коллективизм, умение сотрудничать, коммуникативность, самосознание, интерес и склонность к творчеству.

Формируемые УУД:

Личностные: оказание помощи друг другу для получения желаемого результата; формировать потребность учащихся в оценке роли среди одноклассников.

Регулятивные: высказывать свое мнение, работать в команде, соблюдать последовательность действий.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь и жесты других; согласовывать общее мнение; аргументировать свое мнение.

Место проведения: просторное светлое проветриваемое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам (класс без парт, актовый зал); стулья по количеству участников.

Рассадка: участники сидят на стульях, которые поставлены по кругу.

Форма расположения – круг является оптимальной для данного занятия.

Необходимые материалы и оборудование:

- стулья по количеству участников;

- заранее прописанные правила занятия;

- 4 стула, которые стоят по парам спинками друг к другу на расстоянии 1 метр для задания

«Мост»;

- 14 листов бумаги формата А4;

- 20 скрепок;

- 2 пары ножниц;

- 2 узких скотча;

- 1 мячик для настольного тенниса.

Оборудование и оформление:

1.Демонстрационный материал (на доску)

Компьютерная презентация

2.Компьютер, проекционная аппаратура,

USB-накопитель для демонстрации презентации.

Методы обучения:

-методы информирования: дискуссия, рефлексия;

-метод наглядных иллюстраций: презентация;

- метод практической деятельности: упражнения;

1. Описание подготовки

При подготовке внеурочного занятия был изучен следующий материал:

-Методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию) – kopilkaurokov.ru

-Методическое пособие по тимбилдингу (командообразованию). Что такое тимбилдинг? Образовательная социальная сеть.

-«Теория и практика командообразования» Н.С. Данилкова.

-«Технология командообразования: методы и перспективы» Безрукова Е.Ю

2.Поставлены цели, задачи и планируемые результаты.

3.Выполнен подбор упражнений для достижения планируемого результата.

2.Описание проведения

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог. Здравствуйте, ребята! По нашей традиции занятие будет проходить в круге, поэтому выбирайте себе место в нем и присаживайтесь!

Педагог. Но перед тем, как мы начнем, давайте вспомним правила общения в нашей группе.

Педагог обращает внимание участников на

заранее прописанные правила на Слайде презентации

СЛАЙД 1

«Правила занятия»:

1. Быть вежливым, не перебивать говорящего.

2. «Я – высказывание».

2. Предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучше.

3. Выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях.

4. Не критиковать друг друга, каждое мнение имеет право на существование.

4.Правило «СТОП».

Педагог. Итак, все правила, мы вспомнили и теперь я считаю можно приступать к нашему занятию!

Упражнение – разминка для усиления групповой динамики

Педагог. Давайте начнем! Скажите, а что обычно делают люди, когда встречаются? Правильно - здороваются! Я сейчас предлагаю вам поздороваться за руку, но особым образом. Здороваться нужно двумя руками, при этом отпустить одну руку можно только когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача: поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы,. Во время игры не должно быть разговоров.

.

Дети при выполнении задания передвигаются хаотично.

Для подведения итогов все участники садятся в круг.

Группе задаются вопросы:

1.Что было легко, а что трудно при выполнении задания?

2.Какое у вас настроение после выполнения упражнения?

II. Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап.

Педагог. Для того, чтобы вы поняли тему занятия, я предлагаю внимательно посмотреть на картинки на слайде, на которых и отражается его суть.

СЛАЙД 2.На картинках изображены фигуры людей, держащихся за руки,

футбольная команда, ладони, создающие круг

Педагог. Как вы считаете, как мы можем назвать тему нашего урока?

Выслушать ответы участников

Педагог. Наше сегодняшнее занятие называется «Мы-команда»! И давайте узнаем какое значение имеет слово «Команда» и какие личные качества необходимы для более эффективной работы в классе и в других командных мероприятиях.

Педагог: - Так что же такое «Команда»?

Выслушать ответы участников

Педагог. Ребята, как вы считаете, вы – команда? А почему?

Выслушать ответы участников

III.Актуализация опорных знаний.

Педагог. Ребята, посмотрите на доску.

СЛАЙД 3. Команда - круг людей, объединённый общими интересами, имеющих общую цель, общее дело. Все вместе думают, все вместе делают, каждый знает, за что он отвечает, и помогает другим. Обычно в команде есть общая задача, которая должна быть решена. Участники команды поддерживают друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды. Главный принцип команды может звучать так: «Один за всех, все за одного».

Педагог. Ребята, а какие личные качества необходимы для более эффективной работы?

Выслушать ответы участников

Педагог. Правильно, самые важные качества при совместной работе в команде: коммуникабельность, командная ориентация, добросовестность, рассудительность, результативность, настойчивость, уверенность в себе, преданность команде. (СЛАЙД 4).

IV. Отработка умений и навыков.

Упражнение «Ну-ка, все вместе…»

Педагог: давайте проверим, сможете ли вы все вместе сказать хором (одновременно) всего одно слово: «Хей!». При этом участники не могут разговаривать между собой! Ну-ка, все вместе…!

Для того чтобы выполнить это задание, всем членам команды необходимо

как-то договориться. Функцию организатора берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Педагог делает несколько попыток.

Педагог: СЛАЙД 5.

1. Что было легко, а что трудно при выполнении задания?

2. Чувствовали ли вы поддержку кого-либо из участников?

3. Хотелось ли вам самим взять на себя инициативу и все организовать?

Упражнение «Одновременно»

Педагог: Итак, при выполнении следующего упражнения, вам необходимо одновременно (синхронно) выполнить одинаковые действия, которые я назову. При этом упражнение выполняется в полной тишине, вы не можете говорить, у вас есть только жесты и мимика.

Исходное положение: все сидят на стульях в кругу.

перед началом упражнения стулья ставятся в круг,

но отодвигаются друг от друга на такое расстояние, чтобы свободно мог пройти 1 человек.

1. Одновременно встать со стульев и сесть на стулья.

2. Одновременно встать со стульев, хлопнуть четыре раза в ладоши и сесть на стулья.

3. Одновременно встать со стульев, обойти вокруг стульев, хлопнуть три раза в ладоши и сесть на стулья.

После того, как педагог дает первое задание (потом после качественного выполнения – второе задание и третье), участники могут приступать по команде «Начали!». Педагог наблюдает со стороны, не вмешиваясь в процесс, давая участникам возможность самостоятельно организовать процесс. Задание считается выполненным, когда действия были действительно синхронными. Обычно с первого раза это не получается. Если есть нарушения правил, то педагог останавливает выполнение задания и просит ребят начать сначала без нарушений. Можно спросить у самих участников, как они оценивают, справились с заданием или нет. Не акцентировать внимание на того, кто запоздал, а обращать внимание на слаженность действий всей команды и лидеров. После окончания упражнения все участники садятся в круг, проводится обсуждение.

Педагог: СЛАЙД 6.

Группе задаются вопросы:

1. Что было легко, а что трудно при выполнении задания?

2. Что мешало достижению цели?

3. Чувствовали ли вы поддержку кого-либо из участников?

V.Закрепление

Упражнение на командообразование «Мост»

Педагог. А для следующего задания вам нужно разделиться на четыре команды, предлагаю разделиться на команды, произнеся по кругу фразу « Я уникальный участник команды». Все участники делятся на 4 команды («Я» - 1 команда, «Уникальный» - 2 команда, «Участник» - 3 команда, «Команды» - 4 команда)

Задание не носит соревновательного характера, оно на качество выполнения. Каждая команда получает одинаковый набор материалов: два стула, которые стоят спинками друг к другу на расстоянии 1 метр; 7 листов бумаги формата А 4, 10 скрепок, узкий скотч, ножницы.

Итак, задание: Необходимо из предложенного материала (бумага, скрепки, скотч) построить мост между стульями, которые стоят спинками друг к друга на расстоянии 1 метра. Мост должен быть прочным, таким, чтобы выдержал прокат теннисного мячика от настольного тенниса. Другие материалы использовать нельзя.

-Сначала у вас будет время на обсуждение тактики выполнения задания

(3 минуты на обсуждение )

За это время участники должны определиться, как они будут строить мост, распределить кто и что делает, какие материалы использует. Ведь когда они приступят к строительству, они не смогут общаться речью, у них будет только жесты и мимика.

Педагог. Если команды готовы, переходим к выполнению упражнения без слов. На этапе строительства нельзя использовать речь, команда может общаться друг с другом только жестами и мимикой.

(8 минут)

Педагог контролирует время на каждом этапе. После окончания 2го этапа начинается

проверка мостов на прочность. Педагог запускает по мостам теннисный мячик, чтобы он

прокатился от одного края до другого и мост при этом не порвался. Далее все участники садятся в круг, проводится обсуждение.

VI.Подведение итогов урока, рефлексия.

СЛАЙД 7:

Педагог:

1. Какой этап был легче: обсуждение или само строительство?

2. Удалось ли вам на 1 этапе спланировать действия так, чтобы на 2 этапе не возникало неясных ситуаций?

3. Все ли участвовали в обсуждении и выполнении задания?

4. Что помогало или мешало достижению результата?

5. Как это - быть командой?

6.Что вас удивило сегодня?

7.Что бы вы хотели бы сейчас сказать друг другу?

8.Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?

Педагог: Я хочу поблагодарить вас всех за сегодняшнее занятие, надеюсь оно было полезным для вас. И хочу еще раз напомнить вам то, чему мы сегодня учились: СЛАЙД 8.

1. Для эффективного взаимодействия в команде нужно уметь слушать, слышать и помогать друг другу, понимать возможности каждого участника.

2. Для успешного достижения общей цели важна роль каждого (лидера, идейного

вдохновителя, исполнителя и т.д.).

3. Создание общей тактики решения задачи, распределение обязанностей – один из залогов успеха всей команды.

Педагог: Я предлагаю всем встать в круг и по очереди сказать соседу справа и слева от себя благодарность за что-то в ходе занятия (например «спасибо тебе за лидерство», «спасибо за активное участие в обсуждении»).

Упражнение «Благодарность»

Педагог: Вот так, каждый из нас - как деталь одного механизма.

Каждая маленькая команда - часть большой команды.

И только вместе, получается результат!

Всего хорошего дня! До новых встреч!