Рабочая программа по внеурочной деятельности ?Занимательная Археология? для 6 класса Составитель:Коргун А.А. Квалификационная категория: высшая Пояснительная записка Актуальность программы – приобщение и знакомство с основами археологии, изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития. Новизна программы заключается в выявлении и собирании источников об археологических памятниках природы, истории и культуры своего района и региона проживания. Практическая значимость программы состоит в привитии и усвоении учащимися навыков поисково-исследовательской работы. Педагогическая целесообразность – в углублении и расширении знаний на основе углубленного изучения истории родного края, его археологического прошлого. Связь программы с уже существующими программами. Дополнительная образовательная программа ?Археология? составлена с учетом материала других программ краеведческой направленности. Цель программы: - знакомство школьников с древнейшими периодами нашей истории, с процессом возникновения жизни на Земле, становления человечества, формирование у них материалистического мировоззрения и приобретение навыков практической научно-исследовательской работы, воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности, любви к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам; Задачи программы: Обучающие - на основе имеющихся базовых знаний по истории, научить применять их для решения познавательных и практических задач; - научить навыкам практической научно-исследовательской работы; Развивающие - развить интерес детей к предмету; - приобщить их к углубленному изучению исторического прошлого родного края по вещественным источникам; - развивать умения получать, сопоставлять и анализировать необходимую информацию из разнообразных источников; Воспитывающие - воспитать у них материалистическое мировоззрение; - воспитать чувства патриотизма, гражданственности и социальной ответственности, любви к своей Отчизне и уважительного отношения к другим народам. Приобщение детей к работе способствует развитию историзма их мышления, знакомству с основами археологии, полевой работой археологов, топографии и туризма. Отличительной особенностью данной программы, является организация занятий археологией, что вырабатывает у детей трудолюбие, приучает к усидчивости и дисциплинированности при работе с музейными экспонатами, способствует развитию их аналитического мышления, дает дополнительные знания по истории и культуре народов нашей Родины. Этапы реализации программы – программа рассчитана на постоянное усложнение материала, усвоение его в период перехода от одного уровня к другому, в их преемственности и взаимосвязи Формы и режим занятия: Основные формы организации образовательного процесса по программе: - индивидуальные и групповые занятия; - практические и теоретические; - учебно-исследовательские - практические - реставрационные Выбор формы занятий зависит от темы, сложности, а так же от особенности контингента обучающихся. Режим занятий: Количество часов - 35 Количество занятий в неделю — 1 час Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе: Ожидаемые результаты. Обучающиеся должны знать: - основные термины в археологии и туризме; -археологическое прошлое страны; - историческое и биологическое прошлое ?малой родины?; - историю археологических памятников родного края и населенного пункта; - основы начальной туристской подготовки; - элементы начальной топографической подготовки; - правила поведения в походе и экспедиции; - способы ориентирования с компасам; - начальные сведения о возможных травмах и заболеваниях в походе, экспедиции; - историю музейного дела в России: - правила работы с музейными экспонатами и документами; -технологию подготовки и проведения экскурсии в школе. Обучающиеся должны уметь: - сопоставлять и анализировать археологическую информацию из разнообразных источников; - применять полученные знания по истории родного края для решения познавательных и практических задач; - моделировать и макетировать археологические предметы; - описывать экскурсию, поход, экспедицию; - самостоятельно работать с источниками и документами; -выполнять требования по технике безопасности на занятиях, во время походов, экспедиции и экскурсий; - обращаться с туристским снаряжением; - технику и тактику туризма, ориентирования и краеведения в объеме программы первого года обучения. К концу второго года обучения Обучающиеся должны знать: -историю археологической науки; -геологическое прошлое Земли; - основы нумизматики; - особенности архитектурных стилей; -методику археологических раскопок; - правила организации археологической экспедиции; - технику и тактику туристской подготовки. Обучающиеся должны уметь: -применять знания по археологии для решения практических работ; -различать достоинства монет разных эпох; -выявлять и сопоставлять архитектурные стили; -владеть методами и способами реставрационных работ; -подготовить и организовать археологическую экспедицию -технику и тактику туризма, ориентирования и краеведения в объеме программы второго года обучения Способы учёта знаний, умений: - практикумы; - зачёты; - участие в краеведческих чтениях, районных и республиканских, краеведческих, исследовательских конкурсах, олимпиадах и научно- практических конференциях. Формы работы: - теоретическая (лекции, теоретические занятия, исследования); - практическая (формирование музейных коллекций, реставрация; - реконструкция и восстановление экспонатов); -проектная (изучение методической литературы, сборников и опыта работы подготовка карт, терминологических словарей конференции и экскурсии); - научно-исследовательская (поиск, исследование и изучение археологических находок, их классификация и систематизация); -туристская (организация походов и научно-поисковых экспедиций) При работе по данному плану детьми приобретаются следующие умения и навыки: •поисковая творческая работа; •структурирование, анализ и синтез информации; •интеграция информации из разных отраслей знания; •умение исследовать имеющуюся информацию и творчески ее применить; •умение самостоятельно работать и организовывать себя; •умение работать в группе; •умение выступать перед аудиторией в качестве лектора или экскурсовода. Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся. Система оценки результатов уровневая: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Критерии оценки: Высокий уровень - воспитанник хорошо знает теоретические основы по соответствующей теме и самостоятельно реализует полученные знания в практической деятельности. Средний уровень - воспитанник знает теоретические основы по соответствующей теме, но нуждается в помощи при реализации полученных знаний в практической деятельности. Низкий уровень - воспитанник недостаточно усвоил теоретические основы по соответствующей теме, практическую деятельность может осуществлять только под чьим-либо руководством. Механизм отслеживания образовательного уровня: - тесты, творческие задания, оформленные стенды или экспозиции ( после каждого раздела программы). - анкетирование, наблюдение (в течение года). - анализ, творческие выставки, экспозиции, летописи, воспоминаний (1-е и 2-е полугодие). Результатом выполнения программы для обучающихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Процессом поиска и радостью находок воспитанник может делиться на краеведческих конференциях обучающихся республики. Педагог получит возможность отслеживать туристские и краеведческие достижения своих воспитанников. Подведение итогов: - промежуточная аттестация после первого года обучения; -итоговая аттестация после второго года обучения. Личностные результаты В рамках?когнитивного компонента?необходимо сформировать: освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного народа; ориентацию в системе моральных норм и ценностей; основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. В рамках?ценностного и эмоционального компонентов?необходимо сформировать: гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. Предметные результаты ?учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; ?аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; ?задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; ?адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; работать в группе?—?устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Метопредметные результаты реализовывать проектно-исследовательскую деятельность; проводить наблюдение и практикум под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Предлагаемый курс внеурочной деятельности должен помочь обучающимся усвоить основные исторические события, ключевые понятия, расширяющие базовые для основной школы знания. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышления. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука. Краеведение, ее место в исторической науке. Понятие археологии как отрасли исторической науки. Связь археологии и краеведения. Изменение характера археологии за последние десятилетия. 2. Место археологии среди исторических наук. Археология как основа исторических представлений и знаний о древнейшем прошлом человечества. Археология и этногенез. Археологические находки и их значение для установления областей обитания племен и племенных союзов. 3. Методика археологических работ. Полевая работа, особенности работы на размывах. Способы датировки археологических находок. Относительная и абсолютная хронология. Совершенствование хронологических исследований. Категория археологических памятников. Понятие об археологической культуре. Методика раскопок отдельных археологических памятников. Практические занятия. Составление археологических планов и чертежей, разрезов культурного слоя. Выход на полевые работы. 4. Древний каменный век (палеолит) Периодизация палеолита. Флора и фауна палеолита. Палеолитические стоянки и человек палеолита. Орудия труда эпохи палеолита, техника их изготовления. Палеолитические памятники Северо-Западного Кавказа. 5. Неолитические поселения и могильники. Люди неолита, виды их хозяйственной деятельности. Неолитические племена .Стоянки неолита. Неолитическая материальная культура. Родовой строй. Способы датировки в неолите. Практические занятия. Посещение музея. 6. Энеолит. Культуры первых земледельцев. Трипольская культура. Типы поселений. Керамическое производство. Орудия труда, украшения. Погребения трипольской культуры. 7. Бронзовый век. Древнейшие очаги металлургии бронзы, способы ее обработки. Бронзовый век Кавказа и Закавказья. Типы могильников, остатки поселений эпохи бронзы. Керамика эпохи бронзы. Виды хозяйственной деятельности эпохи бронзы. 8. Первые древние государства. Города – крепости. Техника каменного строительства. Ирригационные сооружения. Орудия труда. Вооружение, украшения, письменность. Виды хозяйственной деятельности. Религиозные представления. 9. Железный век. Техника и организация железоделательного производства. Первые железные орудия труда и вооружение. Значение железа для человека. Качественный переворот хозяйственно-экономической деятельности. Кочевое скотоводство. Скифо-сарматский период. Курганные захоронения (царские курганы). 10. Причерноморье в античное время. История раскопок античных городов: Ольвия, Хесонес, Пантикапей, Фанагория. Каменное строительство. Катакомбная культура. Орудия труда, предметы вооружения. Виды хозяйственной деятельности. Местные племена и их роль в культуре причерноморских городов. 11. Племена в раннем железном веке. Виды хозяйственной деятельности. Орудия труда и вооружение. Виды поселений. Могильники. Предки народов, живущих ныне на Северо-Западном Кавказе, в раннем железном веке. Понятие об этногенезе. Топонимика. Особенности материальной культуры племен железного века Закавказья. 12. Народы переселения народов. Гунны, болгарские племена, аланский племенной союз. Типы поселений. Материальная культура. Бескурганные могильники и курганные погребения. Пути продвижения отдельных племен и народов. Хазария. 13.Происхождение славян. Индоевропейские группы народов. Анты и склавины. Ранние славяне в Западной Европе. Расселение славянских племен. Западные восточные и южные славяне. Образ жизни и занятия восточных славян. Земледельческая культура восточных славян. Восточные славяне и их соседи. 14. Материальная культура восточных славян. Орудия пашенного земледелия. Предметы вооружения, быта, ремесленное производство. Типы поселений. Выделение ремесел, появление племенных городов. Религия восточных славян. Язычество. 15. Археологические памятники Древней Руси. Могильники Сунгиря и Владимира. Проторусы. Русы-бореалы. Русь Киевская. Раскопки в Киеве. Дружинные могильники. Городища. Предметы материальной культуры восточных славян. Монументальные археологические памятники. 16. Археологические культуры и местные археологические памятники. Понятие археологической культуры. Хронологические рамки археологических культур. Относительная хронология. Археологические памятники Закавказья и Причерноморья. Практические занятия. Могильники и курганы. Памятники материальной культуры. Маршрутное обследование для выявления местных археологических памятников района и республики. 17. Моделирование и макетирование, археологический рисунок. Понятия моделирования и макетирования. Археологический рисунок. Реконструкция. Практические занятия Лабораторные работы с материалом музея. Реконструкция предметов для школьного музея. 18.Основы туристско-экспедиционной работы. Основы безопасности при проведении походов, экспедиций. Правила поведения во время туристских походов, экспедиции. Правила поведения в учебных и досуговых учреждениях, музеях. Туристское снаряжение и правила ухода за ним. Личное и групповое снаряжение. Туристские узлы и их назначение, основные способы страховки и самостраховки. Туристская группа на экскурсии, в походе, экспедиции. Строй туристской группы. Ритм и темп движения. Взаимопомощь в туристской группе. Бивак, требования к бивакам, устройство и оборудование бивака. Понятие топографии. Топографическая карта. Узловые топографические знаки. Туристское и экспедиционное ориентирование. Азимут, компас, карта Движение по азимуту. Движение через промежуточные ориентиры. Действия при потере ориентировки. Основные приемы доврачебной помощи. Практические занятия. Овладение навыками пользования личного и группового снаряжения и применения его. Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Планирование и организация бивака на местности. Упражнения на запоминание условных знаков. Тематическое планирование. № Наименование тем и разделов Количество часов 1. Краеведение. Понятие об археологии. Археология как наука. 5 2. Место археологии среди исторических наук. 5 3. Методика археологических работ. 5 4. Древний каменный век (палеолит). 5 5. Неолитические поселения и могильники. 5 6. Энеолит. 5 7. Бронзовый век. 5 8. Первые древние государства на Кавказе. 5 9. Железный век.. 3 10 Причерноморье в античное время. 3 11 Племена в раннем железном веке. 3 12 Народы в эпоху переселения народов. 3 13 Происхождение славян. 2 14 Материальная культура восточных славян. 2 15 Археологические памятники Древней Руси. 2 16 Археологические культуры и местные археологические памятники. 2 17 Моделирование и макетирование, археологический рисунок. 2 18 Основы туристско-экспедиционной работы. 2 19 Школа экскурсовода. 2 20 Подведение итогов года. 2 Итого: 70 1 Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988. 2 Кириллов И.И. Восточная Сибирьв древности и средневековье. 1976. 3 Ковычев Е.В. История Сибири. . ЧГПИ, 1984.Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992. 4 Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье и Сибирь в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980. 5 Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965. 6 Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Восточной Сибири.1973. 7 Амальрик А.С. Монгайт А.Л. Что такое археология? М.: Просвещение, 1966 8 Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск: Южно-
Занимательная археология