Автор: Бирюкова Н.А.

воспитатель

ГКУ Тепикинская ШИ

Занятие на повышение уровня учебной мотивации подростков.

Цель: способствовать формированию мотивации познавательной деятельности подростков.

Задачи:

Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни.

Формирование позитивного настроя, взгляда в будущее

.

Формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

Материалы: заранее заготовленные бланки для упражнений, ручки, бейджи с именами участников, доски-планшеты для записей.

Время: урок (45 минут)

Участники: учащиеся 8-9-ых классов.

Ход урока:

1 Этап. Организационный момент (настрой на работу).

Участники занятия сидят в кругу. В руках у каждого доска-планшет для записей, бланк для упражнений и ручка.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и улыбнемся ему самой лучезарной улыбкой! Замечательно! Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя».

Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

2 Этап. Введение в тему занятия. Основная работа – творческий этап.

Упражнение 2. «В поисках смыслов жизни».

Воспитатель: - Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл, может быть, найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большинства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение 3 «Ролевая карта».

Воспитатель: - Ребята, каждый из нас подобно актерам в жизни играет множество социальных ролей. Давайте обсудим, что такое социальная роль, какие роли мы играем?

На заготовленном бланке нарисован круг, разделенный на сектора. В каждый сектор записываем название роли, которую мы играем («ученик», «сын» или «дочь», «друг»). Можно разукрасить сектора цветными карандашами. Обсуждаем, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем, какие обязательства на нас накладывает каждая социальная роль. Класс делится на три группы, каждая группа выбирает одну из названных социальных ролей. В секторе своей социальной роли участники группы записывают по пять пунктов, что я должен делать в этой роли. Обсуждение.

Упражнение 4. «Должен или выбираю».

Воспитатель: - Мы с вами обсудили, что должны делать, исходя из разных социальных ролей. С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен», но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомнительные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того, чтобы отсидеть положенное количество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста. Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести.

Однако, когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решениях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице.

Я должен

Я хочу

Ученик

Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители

Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни.

Я должен делать домашние задания, потому что этого требуют учителя.

Я должен носить школьную форму, потому что это требования школьного устава.

Я должен отвечать на уроке, чтобы заслужить хорошую оценку.

Я должен сдать ГИА для того, чтобы получить документ об окончании школы.

Дочь (сын)

Я должен помогать родителям в домашних делах.

Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удовольствие чистота в доме.

Я должен приходить домой не позже назначенного времени.

Я должен спрашивать разрешения родителей, прежде чем что-то сделать.

Я должен слушать родителей.

Я должен вести себя уважительно по отношению к родителям.

Друг

Я должен вечером прийти на встречу с товарищами.

Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками

Я должен уважительно относиться к интересам других.

Я должен поддерживать моих друзей в трудной ситуации.

Я должен хранить чужие секреты.

Я должен уделять много времени своим друзьям.

Воспитатель: - Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое существование может превратиться в жизнь по своему выбору, полную свободы и радости и счастья.

Упражнение 5 «Закончи предложения».

Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю написать окончания к предложениям:

«Я очень хочу, чтобы в моей жизни было ...»;

«Я пойму, что счастлив, когда ...»;

«Чтобы быть счастливым сегодня, я должен...».

Воспитатель: - С каким предложением было справиться легко и какое вызвало затруднение? Увидели ли вы в ваших предложениях список дел, которые вам предстоит выполнить?

Упражнение 6 «Формула удачи».

Воспитатель: - Для того, чтобы выполнить все намеченные дела, нужен положительный настрой. Займите пожалуйста удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь.

Представьте, что вы стоите посреди пустыни. Оглядитесь вокруг. Сзади вы видите горную гряду — это ваши трудные события в жизни. Посмотрите, насколько высоки горы, но вы преодолели эти вершины, вы приобрели опыт "восхождения", теперь вы знаете, как бороться с трудностями. А теперь посмотрите вперед. Вы видите прекрасный оазис. Попытайтесь разобраться: это мираж или настоящий рай в пустыне. Подойдите ближе, мираж не отодвигается и не пропадает. Смело входите в прекрасный сад и оглянитесь. Какие прекрасные цветы и деревья окружают вас, их кто-то уже посадил. А вам не хочется в этом саду посадить свои цветы? Приступайте к работе. (Пауза.) А теперь посмотрите, насколько от вашего труда сад преобразился, стал еще прекраснее. Это ваше будущее, и вы его творцы! Вы сами можете сделать его прекрасным своим трудом! Почувствуйте удовлетворение от проделанной работы! А теперь возвращайтесь в нашу комнату и поделитесь впечатлениями».

Каким вы увидели свое будущее? Осознали ли вы, что для того, чтобы «вырастить» прекрасный сад, нужно изрядно потрудиться, иначе он может оказаться миражом? Но эта работа будет проделана не зря, ведь прекрасный сад дает нам возможность наслаждаться благоуханием цветов, вкусными и сочными плодами, созерцанием этой красоты и самое главное удовлетворением от проделанной работы и ощущением того, что ты творец собственной жизни.

Рефлексия:

- Что вам понравилось в занятии?

- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

- Одним словом оцените свое состояние во время занятия?

3 Этап. Завершение.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Мы будем по очереди поворачиваться друг к другу, пожимать руку и произносить: «Спасибо за приятный день!»

Литература:

А.В.

Микляева

, П.В.

Румянцева «

Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007

Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993

Рудестам

К. Групповая психотерапия.

Психокоррекционные

группы – теория и практика. М., 1990

Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.

Шрайнер

К. Как снять стресс., 1993

Упражнение «В поисках смыслов жизни».

Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)

Как я отношусь к тому, как я живу?

Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Упражнение «Ролевая карта».

 

Упражнение «Должен или выбираю»

Я должен

Я хочу

Ученик

Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители

Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни.

Я должен делать домашние задания, потому что этого требуют учителя.

Я должен носить школьную форму, потому что это требования школьного устава.

Я должен отвечать на уроке, чтобы заслужить хорошую оценку.

Я должен сдать ГИА для того, чтобы получить документ об окончании школы.

Дочь (сын)

Я должен помогать родителям в домашних делах.

Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удовольствие чистота в доме.

Я должен приходить домой не позже назначенного времени.

Я должен спрашивать разрешения родителей, прежде чем что-то сделать.

Я должен слушать родителей.

Я должен вести себя уважительно по отношению к родителям.

Друг

Я должен вечером прийти на встречу с товарищами.

Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками

Я должен уважительно относиться к интересам других.

Я должен поддерживать моих друзей в трудной ситуации.

Я должен хранить чужие секреты.

Я должен уделять много времени своим друзьям.

Упражнение «Закончи предложения»

Напишите окончания к предложениям:

Я очень хочу, чтобы в моей жизни было ...............................................................................................

Я пойму, что счастлив, когда …………………………………………………………………………

Чтобы быть счастливым сегодня, я должен…………………………………………………………