Занятие
на тему: «Понять, принять, помочь…»
Цель: способствовать формированию доброжелательных отношений между родителями и детьми;
Задачи:
1. Активизация воспитательных и образовательных умений родителей.
2. Укрепление семейных ценностей.
3. Повышение педагогической культуры и грамотности родителей.
Ожидаемые результаты:
Продуктивно-творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Повышение воспитательного потенциала семьи
Информационно - техническое обеспечение: презентация, мультфильм «Откуда берутся дети…», фильм «Дорога к солнцу», оформление на доске, листы для рисунков, таблица, памятки, картинки, маркеры, ватман.
Пословицы:
-"Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети".(А.С. Макаренко);
-"К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе". (Сократ);
- «Сердце родителей - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, пламя которого согревает сокровеннейшее средоточие ваших стремлений.» (К. Маркс)
- «Дети - это живая сила общества. Без них оно представляется бескровным и холодным.» (А. Макаренко)
- «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни...» (А. Макаренко)
- «Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.» (Л. Толстой)
- «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить и никогда не обманывайте его». (К. Ушинский)
_______________________________________________________________
Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы собрались здесь на очередное занятие семейного клуба «Дружная семья»! (слайд 1)
Многие из вас уже посещали наши заседания, а некоторые пришли впервые. Как хорошо, что мы все вместе. У вас, конечно же, много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время. Ведущими нашего мероприятия буду я, социальный педагог Соловьева Ирина Николаевна и воспитатель Касымова Рима Рушановна! Еще на нашем занятии присутствуют социальные педагоги нашего училища и будущие социальные педагоги - студенты третьего курса педагогического университета.
Касымова Рима Рушановна. Наше занятие я предлагаю начать со знакомства! (слайд 2)
На столе разложены картинки, выберите одну, которая вам больше нравится! Теперь, назовите свое имя или имя и отчество и объясните, чем она вам понравилась, чтобы мы смогли побольше узнать о вас и о вашем настроении сегодня!
Сейчас мы познакомились, и начинаем наше заседание! Я предлагаю вам посмотреть мультфильм! (просмотр мультфильма «Откуда берутся дети?»). (слайд 3)
Диалог с родителями. Необычный мультфильм? Как вы думаете, какую мысль пытались донести до нас создатели? Ответы родителей.
Каждый ребенок появляется на это свет особенным и неповторимым! А мы очень часто пытаемся втиснуть его в определенные рамки: «так не говори», «это не делай», « с этим не дружи», «туда не ходи». И сами твердо уверенны в том, что именно это для ребенка лучшее. Наши дети - это индивидуальности, которые пришли в этот мир жить и радоваться! Они разные, и не надо их пытаться менять! Мы должны принять их такими, какие они есть!
Именно с этой целью, 20 лет назад и было создано специальное профессиональное училище открытого типа «Уральское подворье» (единственное в г.Перми), возглавляла которое Ф.В. Валисевич- член Союза журналистов Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Создали его комитет по образованию и науке г. Перми, областной центр занятости, вдохновленные идеей Фонда Ролана Быкова. (слайд 4)
Днем рождения училища принято считать март 1995 года. К нам поступали подростки, которые по каким-то причинам не могли учиться в обычной школе. В настоящее время учреждение имеет 4 филиала ( Беляева 43/3, Беляева 22а, Глинки,6 и производственные мастерские на Ким,78). «Уральское подворье» сейчас не просто образовательное учреждение – это стройная система профилактики безнадзорности и правонарушений в масштабах города. После ухода Фаины Васильевны эстафету руководителя училища принял Николай Александрович Овчинников. (слайд 5)
Главным девизом команды педагогов всегда был девиз: «Понять, принять помочь!», именно эти слова и будет темой нашего занятия. (слайд 6)
«ПОНЯТЬ» (слайд 7)
Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.
Сейчас, я предлагаю вам выполнить следующее задание: на листах бумаги, которые лежат на столах, нарисовать следующие фигуры (педагоги тоже участвуют): дом, ребенок,счастье. Родители и педагоги рисуют, на выполнение работы 5 минут!
Затем на доске проводится анализ рисунков (все взрослые рисуют практически одинаково).
Это же задание ранее выполнили ваши дети! И теперь посмотрите (на экране) на их рисунки и сравните с вашими! (слайды 8,9,10).
Практически у всех родителей шаблонное мышление. У подростков оно свое, отличное от взрослых. Родителям очень важно понять, что их дети могут мыслить по-другому. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?
Понимание – умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Существует несколько приемов, которые помогут родителям установить доверительные отношения со своими детьми: (слайд 11)
Обращаться по имени;
Не начинать с критики;
Подчеркивать значимость ребенка;
Вспомнить прежние успехи, хорошие качества,
Использовать только проверенную информацию.
«ПРИНЯТЬ» (слайд 12)
Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства. Попробуйте их назвать. (Например: негодование, обида, отчаяние, тревога, огорчение и т.п.) Такие эмоциональные реакции на негативное поведение подростка являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и, вряд ли, демонстрируемое поведение должно вызывать бурю восторга.
А получается ли у нас увидеть что-то хорошее в своем ребенке?
Давайте попробуем сегодня это сделать на бумаге. Подумайте и в одной колонке запишите хорошие, положительные качества вашего ребенка, а в другой - плохие, отрицательные.
Ваш ребенок
Хорошие, положительные качества ребенка
Плохие, отрицательные качества ребенка
Родители зачитывают.
Любой ребенок имеет свою палитру красок. В нем как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слезы и многое, многое другое. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Мы должны помнить, что плохих детей нет, в каждом ребенке есть что-то хорошее, надо просто это увидеть. Очень важно не оставаться в плену стереотипов. А умение увидеть в ребенке что-то хорошее, позволит нам принять его таким, какой он есть.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм, который сняли наши педагоги дополнительного образования (Щелчков Сергей Вячеславович и Ромашкина Татьяна Валерьевна).
Просмотр фильма «Дорога к солнцу».(слайд 13)
Как, по-вашему, какой следующий шаг педагогов и родителей в работе с нашими детьми. Верно – оказание помощи подростку. Но этот этап будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух: понять и принять.
«ПОМОЧЬ» (слайд 14)
Державская О. А.
Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы.
А вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?
Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.
Зачитывается стихотворение: (слайд 15)
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму как ты живешь, по правде или нет.
Работа психолога
Вывод: помочь ребенку мы сможем в том случае, если он чувствует и понимает, что мы, педагоги и родители, понимаем его проблемы и принимаем его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение. (слайд 16)
Понять, Принять, Помочь - пусть эти слова будут для вас золотыми правилами в общении с вашими детьми! (слайд 17)
В конце нашего занятия я попрошу вас выразить свое мнение о проведенном мероприятии и сделать это в форме синквейна:
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: (слайд 18)
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
Пример: занятие интересное, познавательное; слушали, участвовали, общались.
Чаепитие – наша традиция, я приглашаю вас к столу! (слайд 19)