Занятие внеурочной деятельности в 5 классе (социальное направление)
Тема: «Семейный праздник – Новый год»
Учитель Береснева Ольга Валерьевна
Описание занятия
В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой семейных взаимоотношений школьника. Ребёнок плохо себя чувствует во время конфликтной ситуации, не умеет избежать её. Наша задача, как педагогов, помочь ему, научить правильно себя вести для того, чтобы избежать конфликт. Предлагаю методическое решение по формированию умений школьников решать конфликтные ситуации на основе занятия внеурочной деятельности (социального направления) по теме «Семейный праздник – Новый год»
Цель данного занятия: формировать представление детей о ценности семейных праздников.
Задачи:
1.Обобщить и расширить понятие семейного праздника.
2. Учить детей находить взаимопонимание в семье, быть внимательным.
3. Воспитывать уважение к старшим.
Инструментом определения образовательного результата является индивидуальная, фронтальная творческая работа. Используются следующие виды деятельности: диалог, беседа, творческая работа по изготовлению самодельной новогодней игрушки, решение проблемных ситуаций.
Технологии: проблемного обучения.
Метод: образной картины.
Для достижения результата урока использовалось следующее оборудование: листы с надписями, магниты, ёлка, поднос, мешочек с орехами, фольга, верёвочки, дождик, длинная нить, рисунки членов семьи на палочке и подставка, конфеты с предсказаниями, красная шапка, музыка.
На организационном этапе дети узнают тему занятия, отгадав загадку.
Учитель: Скоро праздник к нам придёт,
Ёлку в дом к нам принесёт
И подарки к ней под ветки
В них вкуснейшие конфетки.
Каждый в праздник чуда ждёт,
Этот праздник…
Учащиеся: Новый год
Учитель: Новый год – это семейный праздник.
-Как вы понимаете, что такое семейный праздник?
Обобщая ответы детей, учитель говорит, что семейный праздник – это праздник, созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих их. Встречи родственников за большим столом, со смехом, шутками и весельем, которые дарят чувство единства, неповторимости каждого. И вывешивает надпись СЕМЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК
Далее учитель подводит учащихся к тому, чтобы они выдвинули цель занятия.
Учитель: Давайте отправимся в семью Ивановых. В ней есть старенькая бабушка, мама с папой и дети. (Учитель показывает героев в виде изображений на палочке)
Каждый по-своему предлагает, провести Новый год. Дети весело и шумно, родители активно и интересно, бабушка спокойно в кругу семьи. К одному мнению они прийти не могут. А ведь должно быть каждому в праздник радостно и хорошо.
Как вы думаете, что нам надо сделать на занятии, чтобы в семье Ивановых, да и в ваших семьях Новый год прошёл весело и счастливо для всех?
Учащиеся: Нужно дать советы по организации праздника, предложить договориться между собой.
Следующий этап занятия – это решение проблемной ситуации.
Учитель: Маме с папой некогда ёлочные игрушки искать, они на работу торопятся. Дети не знают, чем можно украсить ёлку. Бабушка тихонько в уголке сидит.
Давайте поможем им подготовиться к Новому году.
- С чего начинается подготовка?
Учащиеся: Оформление комнаты, украшение ёлки
Учитель вывешивает на доску надпись: УКРАШЕНИЕ и выясняет, чем же можно украсить ёлку.
Учитель: Мы с ребятами сыграем в интересную игру.
То, чем ёлку наряжаем, я детишкам назову.
Если я скажу всё верно, говорите «да» в ответ,
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело – «нет».
-Разноцветные хлопушки?
- Одеяла и подушки?
- Раскладушки и кроватки?
- Мармеладки, шоколадки?
-Шарики стеклянные?
- Стулья деревянные?
-Плюшевые мишки?
- Буквари и книжки?
- Бусы разноцветные?
- А гирлянды светлые?
- Туфли и сапожки?
- Чашки, вилки, ложки?
-Конфеты блестящие?
- Тигры настоящие?
- Шишки золотистые?
-Звёздочки лучистые?
Настроение у нас поднялось, а что же делается в семье Ивановых?
- Предложите, чем можно украсить елку?
Дети предлагают свои варианты
Учитель: Давайте теперь спросим у бабушки. Может, она нам подскажет, как украсить елочку.
- В старину на ёлку вешали орехи, конфеты, фрукты и даже овощи, завёрнутые в фольгу.
Давайте украсим нашу ель по-старинному.
Далее ученики под руководством педагога изготавливают игрушку – орех в фольге. Для этого учитель раздаёт по 1 верёвочке, полоске фольги. Дети выбирают из мешочка орех для своей новогодней игрушки. После показа учителя, учащиеся изготавливают новогоднюю игрушку сами. Во время работы преподавателем обращается внимание детей на то, что фольга очень легко может порваться, поэтому её лучше прижимать, а не крутить. По окончании практической работы, игрушки вывешивают на ёлку.
Учитель: Тут мама с папой пришли, им очень понравилось. Папа на радостях решил проверить и повесить гирлянды, а мама предложила украсить комнату дождиком.
- Поднимите руку, кто поможет маме.
Учитель выдаёт всем по дождинке и показывает, как надо привязывать. Работа детей.
Учитель: После того, как дом наряжен, возникает вопрос. Какой будет сам праздник?
Бабушка старенькая, быстро устаёт и рано ложиться спать. Ей надо, чтобы в доме было тихо. Дети, наоборот, хотят веселья и шума. Родители – не прочь сходить в городской сад на новогоднее представление.
- Как же быть?
Ученики отвечают, предлагают свои варианты решения проблемы.
Учитель: Надо уметь договариваться.(Учитель вывешивает на доску надпись)
Сначала выясним время начала новогоднего представления.
Можно всем вместе быть до 22 часов, затем бабушка пойдёт спать, а родители с детьми отправятся в городской сад на новогоднее представление. После которого, они вернутся домой к праздничному столу. Куранты пробьют и дети отправятся спать, а родители смогут продолжить праздник.
До 22 часов Ивановым придётся сидеть за праздничным столом и объедаться?
Время подумать, чем заняться, чтобы не было скучно?
Дети предлагают свои варианты…
Учитель: Всё, что вы мне сказали можно назвать - ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ.
Учитель вывешивает надпись со словами «игры, развлечения» на доску.
Учитель: Какие новогодние игры вы знаете? (дети…)
Выслушав детей, учитель предлагает поиграть в игры:
Игра «Шапка Деда Мороза». (Пока звучит музыка, дети передают шапку, музыка прекратилась – участник, у которого осталась шапка, должен поздравить всех с Новым годом и пожелать…)
Загадки - отвечалки: отгадать новогоднюю загадку).
Пригодиться вам сейчас
И удача и везенье,
Я прочту стихи для вас,
Чтоб поднять вам…
(Настроение).
Разрешается сегодня
В игры разные играть,
Петь, шутить, смеяться вдоволь,
И конечно…(танцевать).
Славный праздник Новый год,
Очень любит весь народ,
Верим, что придёт всерьёз
К нам на праздник …(Дед Мороз)
К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая в иголках,
А зовут ту гостью …(Ёлка)
Встанет ёлочка в углу
У окошка на полу,
А на ёлке до макушки
Разноцветные… (Игрушки)
Принесёт в подарок дед
Шоколадок и конфет,
Кати, Маши и Марины
Очень любят …(Мандарины).
Лет ему совсем немного,
Он сейчас ждёт у порога.
Кто в 12 к нам войдёт?
Ну, конечно…(Новый год).
Игра «Заморожу» (Выбирается Дед Мороз из детей, на него надевается красная шапка и борода. Он должен встать в центр хоровода и успеть задеть за вытянутые вперёд ладошки других ребят. Ребята же должны успеть убрать ладошки, если не успели – заморожены. Выходят из игры.)
Учитель: Без какого персонажа не бывает Нового года? (Без Деда Мороза)
Подумай и расскажи, о том какого Деда Мороза ты бы хотел к себе на Новый год?
Расскажи о своём Деде Морозе по плану: (на доске)
внешний вид;
характер;
поступки.
(Предполагаемые ответы учеников: старый или молодой, большой или маленький, добрый, весёлый, щедрый, любящий игры, танцы, песни…Если Д.М. будет с отрицательными качествами (пример - пьяный) учитель спрашивает: - Будет ли вам интересно с таким Д.М? Почему?)
Учитель: Дальше семейный праздник Ивановым можно продолжить у праздничного стола.
В конце занятия на этапе рефлексии учащиеся должны рассказать, что нужно сделать, чтобы встреча Нового года в вашей семье была веселой и радостной. А в награду учитель угощает всех новогодними конфетами, не простым, а с предсказаниями на будущий год. Каждый ребёнок выбирает с подноса понравившуюся конфетку с шуточным предсказанием
(Игра «Гадание» «Зернушка» - На уроке не скучай, зёрна знаний получай.
«Тёмная ночь» - Не ходи ты тёмной ночью, потеряешь что-то точно.
«Ромашка» - На ромашке погадай, на свой вопрос ответ узнай.
«Марс», «Марсианка» - На яву или во сне на Марсе быть тебе и мне.
«Пчёлка» - Будешь, как пчёлка работать опять,
Чтобы в дневник тебе ставили пять.
«Морские» - Морские просторы ждут впереди,
Плавать учись и на море кати.
«Мексиканка» - Мексика далёкая страна, не съездить нам пока туда,
Ты конфетку проглоти и об этом не грусти…
Бычок – Не упрямься, как бычок, знай уроки на зубок.
Супер – В будущем ты будешь «супер», только нос не задирай, и друзьям всем помогай.
Украшение – Следи за внешностью своей и будешь украшением
гостей…
Маша и Медведь - Как Маше помогает всюду Мишка, читай так и тебе поможет книжка.
Звёздный дождь – Звёзды с неба не хватай, лучше сам в праздник зажигай.…
Очень – Впереди весёлый праздник, жди подарочка, проказник.
Самый умный.- Тебе досталось «самый умный»,
Очень – Уважай своих родных,
Моне(молочный трюфель) – Молочный трюфель для тебя, с ним подрастай день ото дня.
Волшебный саквояж – Носи собой свой саквояж, в нём сложишь свой большой багаж.
Самый умный – Сегодня порадуйся ты за себя, фортуна умнейшим назвала тебя.
Космическая одиссея –
Отправиться в космос реальность не миф, копи миллиард и будешь счастлив.
Клубника со сливками - Клубникой ты не увлекайся, она со сливками иль без, в больших количествах приносит увы для нас излишний вес.
Дети или учитель читают предсказания).