МБДОУ «Детский сад «Звездочка»

Занятие в подготовительной группе

«Знакомство с «Королём»

Тема: «Король»

Задачи приоритетной образовательной области: Продолжать знакомить детей с самой главной шахматной фигурой – Королём, с её свойствами, характером, силой. Закреплять названия клеток на доске.

Познавательное развитие:

Задачи ОО в интеграции:

Социально-коммуникативное развитие: Развитие навыков взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Речевое развитие: Развитие навыка диалогической речи.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.

Оборудование для педагога: магнитная доска, шахматная доска, шахматы, игра «Динозавры учат играть» ,загадки.

Оборудование для детей: наборы шахмат.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Давайте встанем парами.

Давайте поприветствуем друг друга: рукопожатием и доброй улыбкой. А теперь быстро меняемся парами по желанию и приветствуем друг друга.

Замечательно, думаю заряд хорошего настроения мы с вами получили.

 Воспитатель :Дети, скажите пожалуйста, а вы любите играть? А в какие игры? А кто-нибудь из вас играл в шахматы?

Ответы детей.

Воспитатель : -Ребята я хочу вас пригласить отправиться в необыкновенное путешествие в шахматное королевство. Хотите отправиться со мной? Но перед путешествием для начала мы должны пройти подготовку.

Но для начала вспомним героев этой шахматной страны.

- Помогут в этом нам загадки и игры.

- ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске

-А вы должны не только отгадать загадки , но и вспомнить . в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место .

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла

Дети : (Пешка)

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу.

Дети : (Ладья)

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит.

Дети : (Слон)

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

Дети : (Конь)

Эта фигура выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур

дети : ( Ферзь)

Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску.

Дети: поочерёдно выставляют свои фигуры на шахматную доску

Воспитатель : Молодцы ребята все фигуры знаете! А сейчас присаживайтесь на стульчики и давайте узнаем, что еще нам приготовил волшебный сундучок. Ребята здесь спрятались загадки! Давайте их быстрее отгадаем.

Приветствие , доброе пожелание, установление зрительного контакта

Игра:

«волшебный мешочек»

Угадывание фигур

Создание атмосферы психологической, зрительного контакта

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Воспитатель: А теперь закрываем глазки и повторяем за мной: «Мы на месте не сидим, в волшебное путешествие хотим. Один, два, три, четыре, пять, глазки можно открывать»

Вот мы с вами и попали в Шахматное королевство.

Ребята , посмотрите ,какой фигуры не хватает не шахматной доске ?

Дети : (Короля)

Воспитатель: Правильно ! ? От кого зависит спокойствие в королевстве? Ребята, а кто правит в шахматном королевстве?

Дети : (Король)

Воспитатель: Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Дети : отвечают

Воспитатель: Тема нашего занятия «Король». Мы продолжим знакомиться с королем и его ролью на шахматной доске. А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство. Дети : отвечают

А для этого мы оправляемся в Шахматное королевство ,чтобы больше узнать о короле .

Воспитатель :Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры?

Дети : (нет)

Воспитатель :Почему?

Дети :(нет королей)

Воспитатель :А сколько королей на шахматной доске? (Изображения королей крепятся к доске ). Где стоят короли? (e1, e8) Покажите на магнитной доске.

Воспитатель : Молодцы ! Жители Шахматного королевства приветствуют нас и хотят с нами познакомиться , а для этого они нам прислали письмо , в котором рассказывают интересную историю . А про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки .

«Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный .Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

- Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про незнакомую игру.

- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

Воспитатель: Вы внимательно слушали сказку. Кто герой сказки?

Дети : отвечают

Воспитатель: Как жили между собой королевичи? Кто помирил их?

Воспитатель: Мы продолжаем путешествие по шахматной стране, чтобы больше узнать о короле обратимся к электронному пособию и попадём в гости к космическому пришельцу Шахматной страны Динозаврику , который хочет нам рассказать много интересного про шахматного короля.

Работа с обучающей игрой «Динозавры учат играть в шахматы».

КОРОЛЬ

Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.

Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Для этого он должен будет совершить 7 ходов. Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная фигура, которая не может пойти под неприятельский удар.

Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни

при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.

Весьма значительную роль

Играет в шахматах король.

Но больно тихий он ходок:

Всего по клетке за разок!

Как ходит король

Стрелками показано, на какие поля может пойти каждый из королей. Видно,

что в центре доски белому королю доступны 8 полей, а на краю доски черному ко-

ролю — лишь 3 поля.

Как рубит король Стрелками показано, что белый король может срубить

черную пешку, а черный король — белую ладью.

Короли стоят напротив друг друга через одну клетку. Три соседних поля между

ними по 5-й горизонтали — запретная зона для королей. Здесь королям недоступны

два поля.

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.

Физкультминутка:

Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на солнышко. Я предлагаю с помощью движений рук изобразить это солнышко и согреть весь мир.

Руки вверх по вертикали,

Руки вверх по диагонали,

Руки в стороны по горизонтали,

Руки вниз по диагонали,

Руки вниз по вертикали.

Воспитатель : Продолжаем наше путешествие. Жители шахматной страны предлагают нам игры. Бьют короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем! Игра «Кто быстрее?» «Игра на уничтожение». Занять исходные позиции. Начали! По истечении трех минут обмен опытом. Вывод: черный король и белый король не могут представлять друг другу угрозы так как не могут атаковать друг друга. В игре участвуют два ребенка: два короля – черный и белый. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому. На индивидуальных шахматных досках за отдельными столами каждый ученик подходит к номеру своей доски – проверяет учитель у каждого индивидуально. Задача: белым королем побить все черные фигуры.

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

Сюрпризный момент,

Слово, настрой на предстоящую работу

Ответы на загадки-вопросы

Игра «Динозавры учат играть в шахматы»

Физкультминутка, показ движений

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Подведение итогов занятия тест по теме «Король» -

Воспитатель :ребята у вас на столах лежат полоски и по два цветных карандаша.

Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству. У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «Да», то закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «Нет» - синим.

Согласен ли ты, что:

1) король – самая высокая фигура? (да)

2) можно ли побить короля? (нет)

3) на шахматной доске два короля? (да)

4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)

5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

6) черный король может побить черного ферзя? (нет)

7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)

8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет)

-На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа со словами.

-Молодцы. Все хорошо работали. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать! »

Воспитатель :: «Вам понравилось в сказочном царстве? »

Дети: Да, понравилось!

-Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, но впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.

В этой стране

Король с королевой живут без корон

Ладья без весел, без хобота слон,

Конь без копыт, седла и уздечки

А рядовые - не человечки.

- Наше путешествие, ребята, подходит к концу, пора возвращаться в детский сад. Закрываем глазки и повторяем за мной: «Один, два, три, четыре пять в детский сад спешу опять».

Дети, какое настроение у вас осталось после путешествия? Перед вами лежат карточки-смайлы грустный и веселый, поднимите ту карточку какое у вас сейчас настроение.

Спасибо дети вам за оценку! Мне тоже очень понравилось наше путешествие!

.