Занятие в подготовительной к школе группе ?УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ? ТЕМА: Преодоление веса в космосе. ЦЕЛИ: - формировать начальное представление детей о преодолении земного притяжения при освоении космоса, первых полетах в космическое пространство; - развивать познавательную и творческую активность, расширять кругозор, обогащать словарный запас; - воспитывать чувство гордости и уважения к достижениям отечественной космонавтики. ОБОРУДОВАНИЕ: - мультимедийное оборудование; - презентация ?Путешествие в космос?, ?Летательные аппараты?; - оборудование для проведения опытов, цветные карандаши, листы бумаги, ?смайлики? для рефлексии. 1. Организационный момент Доброе утро, юные исследователи! Я рада видеть вас на занятии ?Удивительные превращения?. Давайте проверим готовность начать наше очередное занятие. Нам понадобиться: цветные карандаши, листы бумаги, оборудования для опытов, хорошее настроение. Все готовы? Тогда начинаем! 2. Вступительное слово учителя Учитель (У). Рассмотрите рисунки на экране (слайд 2) .Что объединяет все эти предметы? Дети (Д). Все они способны к полёту. У. С глубокой древности люди мечтали летать как птицы. Сначала это было в сказках.– Вспомните, на чём совершали полёты герои сказок? Д. Ковер-самолет, Баба-Яга на ступе, на ядре Мюнхгаузен и другие (слайд?3). У. Прошли века, и сказка стала былью. Люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Назовите летательные аппараты, которые изобрели люди? Д. Самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль. У. Более двухсот лет назад во Франции братья Монгольфье изобрели воздушный шар (слайд 4). Управлять таким шаром очень сложно, уж очень зависит он от ветра, куда подует ветер, туда и шар. Потом изобрели дирижабль – управляемый воздушный шар (слайд 5). Его огромный вытянутый корпус наполнен воздухом, в кабине есть руль, поэтому он может плыть по воздуху в нужном направлении. Затем были изобретены быстроходные самолёты и вертолеты (слайд 6, 7). 3. Целеполагание. У. Покорив небо, человек устремился в космос. Как вы понимаете, что такое ?космос?? Д. Ответы детей. У. Космос - неведомое, бесконечное, загадочное пространство с огненными звездами, большими и малыми планетам (слайд 8). У. Кто догадался, о чём пойдёт речь на занятии? Д. О космосе. Сегодня мы с вами действительно будем говорить о космосе, о том, как человек сумел преодолеть силу притяжения и покорил космическое пространство. Узнаем, благодаря кому и как это стало возможным. 4. История освоения космоса На прошлых занятиях мы выяснили, что все предметы находятся под действием земного притяжения. ( Проведем опыт. Чтобы оторвать предмет от пола, необходимо приложить усилие. Детям предлагается поднять предметы разные по весу (кубик, гантеля). Вы убедились в том, что предметы имеют разный вес, и чтобы преодолеет силу притяжения необходимо разное усилие. ВЫВОД: ЧЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ПРЕДМЕТ, ТЕМ БОЛЬШЕЕ УСИЛИЕ НЕОБХОДИМО ПРИЛОЖИТЬ. А если этот предмет металлическая ракета, значит, усилие будет очень большим. Но надо было не только оторвать предмет, но еще и заставить двигаться с огромной скоростью (первой космической), чтобы ракета достигла нужной высоты. ( Проведем опыт. Детям предлагается бросить предмет вперед, на малое расстояние и большее расстояние. Вывод: Чем больше мы прикладываем при броске силу, тем больше скорость он обретает и летит дальше. Насколько далеко? (слайд 9). На этот вопрос нашел ответ русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (слайд 10). Он определил, какой должна быть скорость ракеты, чтобы она не упала на Землю и не смогла покинуть ее орбиту. Такую скорость назвали первой космической скоростью. Развить такую скорость очень не просто. Для этого Константин Эдуардович Циолковский разработал особую ракету. Такая ракета похожа на огромный снаряд (слайд?11). В верхней части находится сам космический корабль. Здесь размещаются космонавты, приборы, снаряжение, все то, что необходимо космонавтам в полете. Остальную часть представляет собой ракета-носитель, состоящая из отсеков-ступеней. Каждая ступень содержит реактивный двигатель и баки с горючим. Сначала включаются двигатели первой ступени, ракета отрывается от Земли и набирает скорость. Когда горючее израсходуется, всю нижнюю ступень вместе с двигателем сбрасывают в пространство (слайд 11). Включается двигатель второй ступени, и ракета, ставшая, легче продолжает, набирать скорость. Когда израсходуется горючее в баках второй ступени, ее тоже сбрасывают (слайд 11). Полет продолжается при работе двигателей третьей ступени. Корабль достигает нужной космической скорости и оказывается в свободном полете на орбите Земли, то есть летает вокруг планеты (слайд 11). На корабле раскрываются солнечные батареи, похожие на крылья. Они снабжают корабль электрической энергией, необходимой для работы приборов и жизни космонавтов (слайд 12). Мы рассмотрели, как работает многоступенчатая ракета. А построить такую ракету и осуществить ее запуск удалось замечательному конструктору Сергею Павловичу Королеву (слайд 13). Первый искусственный спутник с приборами на борту был запущен 4 октября 1957 году (слайд 14). Затем в космос отправились животные: собака Лайка (слайд 15), собаки Белка и Стрелка (слайд 16). Они находились в полете 25 часов, облетели за это время 17 раз вокруг Земли и вернулись живыми и невредимыми. И вот настал день первого в мире полета человека в космос. – 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть ?Человек в космосе! Русский!?. У. Вы знаете имя этого человека? Д. Юрий Алексеевич Гагарин. У. Да, это Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым (слайд 17). Слайд 18 – видеофрагмент первого полета человека в космос. После первого полета прошел 51 год. Сегодня отмечается День космонавтики. День, когда люди вспоминают, а как все начиналось? Отдают дань уважения космонавтам и всем тем, кто занимается освоением космоса. За пятьдесят один год в космосе побывали сотни космонавтов. В космос летают женщины (слайд?19), экипажи из нескольких космонавтов, экипажи из разных стран (слайд?20). Они живут и работают на космических станциях по шесть и более месяцев. О том какую подготовку проходят космонавты, чем они занимаются в космосе, кто им помогает с Земли мы, узнаем на следующем занятии. А теперь вновь вернемся в лабораторию, для того чтобы выяснить еще один интересный момент. Космический корабль вышел на орбиту. На него продолжает действовать сила притяжения, но он не падает на Землю. Чтобы объяснить это явление, проведем опыт. ( Проведем опыт. Наберем в игрушечное ведро немного воды. К ручке привяжем веревку. Держа свободный конец веревки, начнем раскручивать ведерко в вертикальной плоскости - плавно, но быстро, так, чтобы ведерко двигалось по кругу. Пока ведерко вращается, даже когда оно в верхнем положении, вода из него не вытекает. Сила тяжести влечет воду к Земле, но от вращения вода прижимается к дну ведерка. Подобное явление происходит и с космическим кораблем. Вес притягивает его к Земле, а при вращении действует сила, направленная от Земли. Эта сила уравновешивает силу притяжения. Корабль, вещи, космонавты находятся в состоянии невесомости, то есть они как будто потеряли вес (слайд 21). Космонавт при этом перестает ощущать собственную тяжесть; предмет, выпущенный из его пальцев, никуда не падает; исчезает различие между полом и потолком (слайд 22,23). Космонавты вынуждены использовать специальными приспособлениями. Например, пища, вода упакована в тюбики. Слайд 24 – видеофрагмент о невесомости. Состояние невесомости можно ощутить и на Земле (слайд 25). Встанем, подпрыгнем, на какой-то миг ваше тело потеряло вес, то есть стало невесомым. 5.ФИЗМИНУТКА 6.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ?Полет в космос? Настало время, отправится в творческую лабораторию. Сегодня предлагаю вам раскрасить ракету и запустить ее вокруг Земли. Раскрашивайте ракету как вы хотите, затем подходите к плакату, расположенному на доске и крепите на место, которое вам нравится. (Дети выполняют работу в течение 3-5 минут). После выполнения работы дети прикрепляют свою ракету на лист ватмана, где изображено звездное небо и планета Земля. В результате получается коллективная работа ?Полет в космос?. 7. Подведение итога занятия У. Итак, подведем итог нашего занятия - Кто придумал многоступенчатую ракету? - Кто из живых существ первым полетел в космос? - Кто был первым космонавтом? МОЛОДЦЫ! (слайд 26). 8. РЕФЛЕКСИЯ Занятие подошло к концу. До новых встреч. Уходя из класса, возьмите смайлик, отражающий ваше настроение. Улыбающийся смайлик – хорошее, веселое настроение. Печальный смайлик – грустное, плохое настроение.
Занятие в подготовительной к школе группе «Удивительные превращения»