Занятия в детском объединении естественнонаучной направленности-база для приобретения знаний для здорового образа жизни. Михайлова Светлана Андреевна.
С пением птиц, шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.
В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа эколого-биологического направления внеурочной деятельности школы №49 по формированию у подрастающего поколения экологической культуры, развитию стремлений обучающихся к самостоятельной экологически значимой деятельности.
Экологическое воспитание обучающихся должно основываться на следующих основополагающих принципах:
_ Научность. Предполагает знакомство обучающихся с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развитию познавательного интереса, формированию основ его мировоззрения.
- Деятельность – основа обучения. Экологические знания должны стать основой формирования мотивации участия в посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды, в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения: ребенок – окружающая среда.
- Доступность материала для ребенка определенного возраста.
-Гуманистичность- этот принцип связан с понятием экологической культуры и означает формирования человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потреблении, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
-Прогностичность - формирование элементарных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на их основе умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха и труда.
-Преемственность в работе с дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными, и средними специальными учреждениями
используя принцип позволяющий на каждом этапе обучения закреплять и совершенствовать знания и умения достигнутые на предыдущем этапе обучения.
-Интеграция формальных и дополнительных видов образования, т.е создание целостного образовательного пространства, превращающегося в общество обучающихся и обучающих.
- Экологическое образование и воспитание обучающихся, направленно на духовное, интеллектуальное развитие ребенка, на создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству.
Мы с вами прекрасно знаем, что проблема экологии затрагивает каждого из нас, хотим мы этого или нет.
Что же такое экология?
Это, прежде всего наука о доме, нашем общем природном доме. Разве можно пройти мимо, не объяснив детям, что всего этого можно избежать, нужно только с добром и с любовью, рационально и умело использовать то, что дает нам природа.
2023 объявлен годом экологии. Очень хорошо, что правительство обратило внимание именно на это направление в обучении и воспитании детей на данный момент это очень актуально.
Экологическое образование и воспитание детей осуществляется в основном через воздействие на эмоции и чувства ребят. Как известно из возрастной психологии, дети воспринимают окружающий мир именно через эмоции.
В наше время возросла социальная значимость учебно – исследовательских работ обучающихся в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин «экология» используют с такими словами, как общество, семья, культура. Одним из ярких событий в работе моих детских объединений было торжественно вступление в ряды Курской региональной детской эколого-гуманитарной общественной организации «Миллион Друзей». Работа в детской организации даёт возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности. Это и проба пера, собственные стихи, статьи и сочинения можно опубликовать в газете с таким - же названием. 27 статей написано детской рукой.
Интересные встречи, поездки, участия в форумах, летию Проведение экологических десантов, участие в природо - охранной деятельности.
Ребят привлекают атрибуты – галстук, футболка, бейсболка, значок, членские билеты и конечно же их включённость в игровую деятельность, где можно проявить себя, открыть разные грани своей личности.
Кроме того мы с удовольствием участвуем в эколого-гуманитарном проекте «Кубок Черноземья». В рамках этого проекта проходит много конкурсов, которые дают возможность почувствовать ситуацию успеха каждому ребёнку.
Сотрудничество с клубом любителей кошек «Баст» давно вышло за рамки официального. У ребят там появились настоящие друзья.
А детский Фелинологический университет ,который так же работает в рамках эколого-гуманитарного проекта «Кубок Черноземья», даёт возможность ребятам высказать своё отношение к живой природе и сохранению окружающей среды, объединению усилий для совместной деятельности по изучению, распространению и систематизации знаний и новейших достижений естественных наук.
Приятно заметить, что в процессе нашей деятельности у ребят сформировались ключевые компетенции: личностные, общекультурные, интеллектуальные, социальные, коммуникативные.
Ребята используют приобретённые знания, умения и навыки на практике, в повседневной жизни.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку: дети контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой, и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды.
У ребят выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира.
Они способны самостоятельно выбрать объекты своей экологической деятельности.
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребят оказать помощь нуждающимся в ней.
У детей сформировалась положительная самооценка, личностное отношение к экологическим проблемам современности, стремление к самореализации в творчестве.