Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский
Самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 4-5 лет.
Заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: развивается память, расширяется кругозор, развивается выразительность речи, ребёнок учится восприятию такого жанра, как поэзия , формируется культурный уровень маленького человека.
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные.
И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки. Только в 7-8 лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Ребенок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Особенно эффективны при заучивании стихотворений мнемотаблицы.
Мнетаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление .Картинки, которые наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стихотворения , помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Этапы работы над стихотворением:
1. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, должен сам прочитать его с выражением и лучше, если взрослый будет знать его наизусть.
2.Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
3.Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
4.Читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
5.Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения.
6.Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
7.Ребенок самостоятельно рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Когда стихотворение будет выучено, можно предложить ребенку сделать книгу стихов. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, повторять выученные ранее стихи. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.