Тема урока: «Землю от предков наследовать нам»
Урок ОДНКР, 5 класс
Цель урока: формирование устойчивого, уважительного отношения к истории родной страны;
Задачи урока:
1.Воспитательные:
-воспитывать в детях гражданское самосознание;
- воспитывать уважение к военно-патриотическому прошлому страны;
- воспитать дружелюбие в детском коллективе; привить детям навыки работы в коллективе.
2. Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки, эстетический вкус, навыки совместной творческой деятельности;
- развивать личность, обладающую качествами гражданина – патриота своей Родины.
3.Образовательные:
-познакомить с историей страны;
- пробудить познавательную активность детей.
-сформировать у детей желание получать информацию из литературных и интернет источников;.
Оборудование: - компьютер, проектор, экран, колонки ;
- сообщения, карточки с пословицами, толковый словарь, конверты с лото.
инструмент, видеофильм.
3
портреты композиторов.
Методы и формы обучения:
- беседа, сообщения, практический, творческий поиск;
- индивидуальная, фронтальная.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент. Вступление.
Учитель: Добрый день, дорогие ученики! Сегодня наш урок пройдет в форме устного альманаха, который мы создадим вместе. Что такое альманах? (ответы учащихся). Посмотрите, пожалуйста, значения слова альманах в толковых словарях, которые лежат у вас на столах. Альманах – это сборник произведений, объединенных одной темой. И сегодня мы с вами создадим свой собственный альманах (в устной форме). А вот какой теме он будет посвящен, вы сейчас попробуете сформулировать сами. У вас на столах лежат карточки двух цветов. Это пословицы. На зеленом фоне – начало пословицы, на синем – окончание. Соберите эти пословицы (работа в парах).
1. Русская душа / нараспашку.
2. Славна богатырями /земля русская.
3. Русский человек /добро помнит.
4. Если по-русски скроен,/ и один в поле воин.
5. В каком народе живешь, /такого обычая и держишься.
6. Чей хлеб ешь, /того и обычай тешь.
7. В какой народ попадешь, /такую и шапку наденешь.
8. Сердце русского /не может устрашиться.
9. Земля народом /сильна.
10. Держи с народом связь - /не ударишь лицом в грязь.
11. Только народ бессмертен, /все остальное - преходящее.
12. Учи народ, /учись у народа.
13. Хочешь служить для народа - /учись у народа.
(Проверяем с учащимися полученные результаты. По очереди зачитывают получившиеся пословицы)
Учитель: какой темой объединены эти пословицы? Ответы детей (тема родины, народа и его обычаев)
Сообщение
темы
урока
Учитель: Дорогие друзья, сегодня мы будем создавать альманах о нашем народе, а точнее - о культуре нашего народа, о его традициях и обычаях. Назовем мы свой альманах "Землю от предков наследовать нам".Вы знаете, что наша страна - самая большая страна в мире по площади и одна из самых многонациональных стран. На нашей территории проживает более 190 разных народов. У каждого народа много своих традиций и обычаев. Прошедший 2022 год был объявлен Годом культурного наследия народов России, и это не случайно, ведь нашему культурному наследию уделяется большое внимание. Соответствующий Указ №745 от 30 декабря 2021 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Согласно данному Указу, этот Год культурного наследия народов России проводился в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.
-А что такое культура? Давайте обратимся с вами к толковому словарю. Культура народа, национальная культура? Как вы думаете из чего складывается культура народа? (ответы детей)
(На доске составляем определение. К схеме, под стрелками – прикрепляю карточки с ответами (для активизации ответов учащихся, в качестве подсказок предлагаю разгадать загадки.)
Дети читают загадки на слайдах.
Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен! (Язык)
Она богаче всех людей,
И все дары найдутся в ней.
Вода, еда, животный мир,
Тепло и свет, и красок пир. (Природа)
Процессы в обществе, природе,
И мироздания, Земли,
О том, что было с человечеством,
В ней обусловливать должны! (история)
Учитель: Таким образом, под национальной культурой мы подразумеваем общность языка, духовные ценности, отношение людей к природе, взаимоотношения, уважение к прошлому страны и знание истории своей страны.
Альманах
«
Землю от предков наследовать нам
»
Страница 1 «Истоки»
Учитель: Первая страница нашего альманаха называется «Истоки». С чего все начиналось?
(Сообщения заранее подготовленных учеников):
1-ый ученик: Есть мнение, что до принятия христианства никакой культуры на Руси не было. Это, безусловно, ошибочное мнение. Иначе Россия никогда бы не стала великим и могучим государством. Наши предки – славяне – были очень трудолюбивы, берегли природ, создавали собственное искусство, творчески перерабатывали заимствованные у соседей элементы культуры. Так в славянскую культуру органично вплетались элементы древнегреческой, римской, индоарийской, тюркской и других народов культуры
Славяне, как и другие народы, наделяли природу магическими свойствами. Связано это с тем, что человек сильно зависел от природы. И всегда был страх перед неурожаем, неудачной охотой, болезнью скота. У славян существовал целый свод различных поверий, легенд, обычаев, а сами русы поклонялись очень сложному собранию богов.
Учитель: посмотрите на слайд – здесь изображены боги славян. Я буду называть характеристики, а вы определите - под каким номером изображен тот или иной бог.
1 2 3 4 5
1. Перун – бог громовержец ,2. Макошь – богиня плодородия, 3. Велес – бог скотоводства
4. Лада – богиня красоты, 5. Вихрь – бог ветра, 6. Сварог – бог кузнец
2-ой ученик: 988год – год принятия христианства на Руси. Появление первых русских государств – Киевского и Новгородского княжеств. Вместе с принятием Православия (крещение св. кн. Владимира и жителей Киева) в нашу страну пришли лучшие достижения греческой и византийской культуры. Первыми по-настоящему образованными людьми в Киевской Руси стали священнослужители, монахи. 1037 г. (11 век) Ярослав Мудрый начинает строительство Софийского собора. Строили его русские мастера под руководством греческих архитекторов. Сегодня это один из лучших памятников архитектуры. В 11 веке появляются первые школы, первые книги-учебники – это букварь, часослов и псалтирь. Вплоть до 20 века в России сохранялся обычай обучения грамоте по этим учебникам. В конце 12 века появляется великий памятник русского и мирового поэтического искусства – «Слово о полку Игореве», повествующее о походе кн. Игоря на половцев. Сегодня это произведение переведено на десятки языков мира.
В разгар татаро-монгольского нашествия Сергий Радонежский закладывает Троицкую обитель, которая впоследствии стала центром духовности – Троице-Сергиева Лавра. Появляются монастыри, ставшие центрами не только религиозными, но и культурными и научными центрами, с библиотеками ценных рукописных книг и историческими архивами. После падения татарского ига, в 1555 году двое русских самоучек – Барма и Постник – возводят в Москве покровский собор, известный как храм Василия Блаженного
Страница 2 – « Петр
овская эпоха
»
Учитель: Следующая эпоха в развитии русской культуры связана с именем Петра Великого. Начатые им масштабные преобразования затронули все сферы бытия народа. Послушайте стихотворение Ивлевой Екатерины, в котором отображены главные достижения русской культуры
(Слушаем аудиозапись)
Великий Петр, царь — реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава —
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
Физкультминутка
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражнения:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
Страница 3- «Великая» Екатерина
»
Учитель: «Золотой век» — вот с каким словосочетанием отождествляется политика Екатерины Второй. Ведь именно данная правительница поставила Россию на авторитетное место среди европейских стран. В екатерининскую эпоху развивалось образование, культура и наука, торговые отношения и дипломатия.
Ученик: Благодаря Екатерине повсеместно открывались народные училища;
в Москве открылся Воспитательный дом – приют для детей бедняков и сирот; Сенатская площадь была украшена памятником Петру Великому, который получил название «Медный всадник»;
в Петербурге были построены каменные набережные, а через каналы и реки возводились многочисленные мосты;
началось строительство Зимнего дворца на набережной Невы;
деревянные постройки заменялись каменными сооружениями;
был возведен Эрмитаж – музей искусств, в котором собирались самые выдающиеся экспонаты.
Нельзя не упомянуть имя первого нашего русского ученого М.В. Ломоносова. Ломоносов сделал величайшие открытия в разных научных областях: астрономии, физике, биологии, литературе и др.
К концу 19 века Россия – просвещенная мировая держава. Здесь находятся крупнейшие библиотеки. Этот век справедливо назвать веком русской культуры. Мы гордимся, что именно в нашей литературе появились такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Достоевский, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Толстой. В музыке – Глинка, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. В науке – Пирогов, Менделеев, Лобачевский.
Страница 4
- «Я Россиянин»
Учитель: Назовите отличительные особенности современной жизни (ответы учащихся).
Век ХХ и нынешний XXI век – это время поисков и открытий, как в искусстве, так и в науке. Это развитие совершенно новых сфер деятельности человека, таких как кибернетика, космонавтика, кинематограф. Наша страна первая в мире начала освоение космоса. Первый человек в космосе, первая ракета, первый космодром, первая космическая станция – это все достижения нашей родины. Самая крупная железнодорожная магистраль построена у нас - это Транссиб. Также есть собственная система навигации ГЛОНАСС.
Российская культура – одна из самых узнаваемых.
В рамках одного мероприятия невозможно осветить весь диапазон достижений России в области культуры и искусства. Более подробно вы познакомитесь с достижениями на уроках истории, литературы, МХК. А сейчас я предлагаю вспомнить и назвать известные вам имена ученых, композиторов, художников, архитекторов, писателей ХХ века.
(учащимся по группам заранее было дано задание – составить списки известных людей по разным областям науки и искусства)
1-я группа: в литературе: А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. И. А. Бунин, А. И. Куприн, Максим Горький, Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Ф. Сологуб.
2-я группа: в живописи и скульптуре - Константин Коровин, Илья Репин, Василий Суриков - зарождается новый стиль – модернизм. Последователи модернизма считали, что искусство не должно зависеть от социальной жизни общества, оно должно быть самостоятельным.
3-я группа: в музыке, театре, балете - Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Сергей Танеев, Сергей Рахманинов. Русская школа вокала была представлена замечательными певцами - Ф. Шаляпиным, А. Неждановой, Л. Собиновым, И. Ершовым.
4-я группа: Кинематограф как новый вид искусства появился также в начале 20 столетия. Русские фильмы этого периода стали первым вестником в развитии массовой культуры.
-театральные режиссеры Константин Станиславский, Всеволод Мейерхольд Евгений Вахтангов
В мировом балетном искусстве первенство, несомненно, принадлежит русскому театру. Свои новшества в данный вид искусства внесли такие молодые балетмейстеры, как Александр Горский и реформатор балета Михаил Фокин
Учитель: вот и заканчивается наш альманах. Сегодня мы вспомнили основные этапы становления нашей многоплановой культуры, назвали имена людей, прославивших нашу родину. Да, достижения отечественной культуры впечатляющие! Российский народ безгранично талантлив, самобытен. И уникален. Сегодня в некоторых странах пытаются отменить, запретить нашу культуру. Из школьных программ исключают изучение русских классиков, в театрах запрещают ставить постановки нашего балета, переписывают историю. Но русская культура получила мировое признание, и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира. Нашу культуру просто невозможно запретить или отменить.
Итог.
Рефлексия.
Подводим итог урока в виде игры в лото. Учащиеся получают игровое поле с вопросами и карточки с иллюстрацией ответов. Задание: разложить иллюстрации в соответствующие ячейки игрового поля лото. (работа в группах)
Лото
Богиня плодородия у древних славян
Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент
Русский православный святой, основатель Троице-Сергиевой Лавры
Богиня красоты у древних славян
Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент
Большой круглый хлеб
Великий русский царь, реформатор
Один из крупнейших в мире культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге
Светоч русской науки, первый русский ученый
Визитная карточка русской
Произведение, ставшее Памятником древнерусской литературу
построенный в Москве после падения татаро-монгольского ига
Учитель: Ребята, надеюсь, вам понравился наш урок. Прошу вас по кругу одним предложением высказать свое мнение, продолжая начало фразы.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Учитель: Ребята, на этом наше занятие заканчивается, спасибо за урок.
Домашнее задание
:
выучить стихотворение о Р
одине
.
Список литературы:
Учебник
Н.Ф.Виноградова
,
В.И.Власенкова
, А.В. Поляков
«Основы духовно нравственной культуры народов России»,
5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Софронова Н.В. Православный толково-орфографический
словарь школьника, под ред. Е.В. Архиповой. М.: Издательский дом ФЕДОРОВ, 2010
Я живу в России!: кн. Для семейного чтения/ Т.А. Кудрявцева.- 6-е изд.- СПб
.:
Спец, 2005. – 143с.: ил.
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: ООО
Прессверк
, 2001.- 656с.,
илл
.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.- М.: Изд-во
Эксмо
, 2004.- 1024с.,
илл
.
Большая Российская Энциклопедия: В 30 т./ председатель Науч.- ред. Совета Ю.С. Осипов.
Отв
.р
ед
. С.Л. Кравец. Т. «Россия».- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2004.- 1007с.: ил.: карт
.
(
т
. «Россия»)
Лаврентьев Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор.- СПб
.: «
Паритет», 2004.-448с.
Большой толковый словарь русского
языкап
./ Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов.- СПб
.: «
Норинт
», 1988.- 1536с.
Интернет ресурсы:
1.(https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/ekaterina-velikaya/)
2.(https://www.hobobo.ru/stihi/stihi-pro-petra-i)
3.(https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/16557-russkaja-kultura-nachala-20-veka.html)