УДК 35 Абрарова Д.А., г.Уфа

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется в рамках государственной программы «Информационное общество» [1].

Федеральный проект направлен на достижение национальной цели

«Цифровая трансформация», которая определена указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Ключевой целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели – увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 году. Федеральный проект включает мероприятия цифровой трансформации системы государственного управления, которые обеспечивают новый уровень предоставления услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и развития бизнеса [3].

Платформа обратной связи позволяет гражданам через форму на Едином портале Государственных услуг, мобильное приложение «Государственных услуги. Жалобы», а также виджеты на сайтах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления направлять обращения в государственные и муниципальные органы по широкому спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.

По итогам 2020-2021 годов в рамках работы цифровой платформы внедрили систему обработки сообщений от граждан 67 субъектов РФ, функционал, связанный с голосованием по распределению частей местного и регионального бюджетов – 57 регионов. За это время поступило более 83,6 тыс. сообщений, проведены голосования по 135 проектам, размещено около 1,5 тыс. опросов граждан. Органы местного самоуправления пилотных субъектов провели обсуждения с гражданами более 450 проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Больше всего сообщений от россиян поступило по вопросам, касающимся автомобильных дорог, многоквартирных домов, дворов и территорий общего пользования, также социального обслуживания и медицины.

Говоря о федеральных сервисах, отметим, что в 2020 году на портале Государственных услуг был размещен ряд федеральных сервисов. Прежде всего, речь идет о сервисах Минздрава России, позволяющих гражданам сообщить о трудностях с вакцинацией от COVID-19 и проблемах с вызовом скорой медицинской помощи в условиях пандемии, а также медицинским работникам поделиться своим мнение о лечении COVID-19. Кроме того, на Государственных услугах размещен сервис Минпросвещения России для получения обратной связи от родителей учащихся младших классов по организации горячего питания в школах [5].

Регионам необходимо усилить работу по сообщениям, поступающим через федеральные сервисы Минздрава России, так как уже сейчас часть регионов допускает значительные просрочки. Работа регионов с сообщениями по сервисам обратной связи в рамках тематики COVID-19 находятся на особом контроле Правительства Российской Федерации. Для удобства граждан была обновлена электронная форма обращений ПОС через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Уже 2,5 тыс. органов власти и организаций разместили виджет с новой электронной формой на своих сайтах.

Эффективность работы региональных руководителей цифровой трансформации будет оцениваться, в первую очередь, по показателям внедрения сквозных цифровых проектов, одним из которых является платформа обратной связи. Развитие платформы обратной связи в 2022 году предусматривает расширение возможностей функционала для проведения голосований, опросов и обсуждений, обработки сообщений и обращений, а также работу с контентом в аккаунтах региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ОМСУ) в социальных сетях [6].

«В зарубежной практике цифровая трансформация в государственном управлении не сводится только к изменениям при предоставлении Государственных услуг. Эффект от цифровизации оценивается по влиянию технологий на эти результаты. В России пока использование IT для поддержки управления по результатам не дало значимых эффектов» [7].

Ключевыми проблемами применения IT для поддержки государственного управления по результатам в России являются то, что разработка отдельных АИС для каждого инструмента управления привела к росту транзакционных издержек государственных органов; используемые в сфере управления АИС в основаны на ручном вводе данных, что повышает риск искажений информации; используемые АИС слабо интегрированы между собой; аналитика сводится к расчету степени достижения показателей.

Сегодняшняя цель цифровизации государственного управления мало учитывает возможности использования цифровых технологий для повышения результативности органов власти. Индекс отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений. В десятку регионов-лидеров в 2021 г. вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область» [4].

Лидерство Москвы базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике. На путь цифровой трансформации в последние годы встали многие регионы России. На некоторых территориях инициативы ограничились только открытием электронных приемных, переходом на электронный документооборот и разработкой локальных порталов Государственных услуг.

Ключевыми трендами для системы государственного управления на 2021-2025 годы являются следующие технологии: беспилотные летательные аппараты, интеллектуальные транспортные средства, интерфейс человек-машина, наноустройства, роботы.

Самыми «цифровыми» среди столиц субъектов Федерации и ключевых «вторых» региональных городов оказались Краснодар и Екатеринбург – с одинаковыми результатами, которые обеспечили им первое/второе место. При этом цифровые профили у них разные. В Краснодаре высокий спрос в транспорте, СМИ, здравоохранении и торговле, а предложение – в здравоохранении, торговле и Государственных услугах. У Екатеринбурга спрос высокий в торговле, транспорте и здравоохранении, а предложение – в транспорте, здравоохранении, торговле и Государственных услугах. Третью позицию в рейтинге занял Белгород – как и Краснодар с Екатеринбургом, он обгоняет Москву и Санкт-Петербург. Этот областной центр показывает пример сбалансированного предложения и спроса, который развит в Государственных услугах, здравоохранении и торговле. Четвертая/пятая строчки достались Москве и Самаре [8].

Когда цифровой разрыв между регионами становится принципиально непреодолимым, представители информационно бедных регионов или социальных групп оказываются в «другой Вселенной» с точки зрения своих экономических и социальных возможностей. Непреодолимое отставание в развитии цифровой жизни в городе может привести к потере наиболее инновационных, динамичных и мобильных жителей.

Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках.

Основные проблемы в регионах РФ по цифровизации государственного управления являются бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий и неравномерность территориального развития.

Таким образом, цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется именно спросом – потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением. Критичными для развития полноценной цифровой экосистемы оказались цифровые навыки и компетенции жителей тех или иных территорий.

В связи с этим региональным администрациям, бизнес-лидерам и лидерам общественного мнения стоит развивать цифровой спрос, формировать у населения навыки и компетенции в области эффективного использования цифровых платформ и систем, повышать качество человеческого капитала и творческую инновационную среду. Но не упускать из вида и проблему цифрового предложения – проводя эксперименты, предлагающие потребителям разные бизнес-модели, и обеспечивая конкурентоспособность продуктов. При всей ясности такой архитектуры программы цифровизации реализовать ее нелегко, а на немедленный результат рассчитывать не приходится. Вторичная цифровизация отличается от более ранних стадий, которые требовали инвестиций в инфраструктурные проекты для расширения интернет-доступа и давали быстрый и легко измеряемый эффект. Теперь задачи региональных политиков, стремящихся к преодолению цифрового разрыва, намного сложнее.

Таким образом, информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.

Стремительное развитие процессов глобализации и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия привели к признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне. Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.

Целью информационного обеспечения государственного управления, является получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.

Эффективность принимаемых государственных решений находится в зависимости от качества полученной информации и методов обработки этой информации. Так как государственное управление является сложной неоднородной системой, то и источники информационного обеспечения соответствующей деятельности тоже неоднородны.

Литература:

Федеральный закон от 19.05.1995

82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».

Федеральный закон от 06.10.2003

131-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 1268-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий».

6. Мазолин А.В. Информационная политика органов власти / А.В. Мазолин. Екатеринбург, 2019. 90 с.

7. Попов В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2017. 289 с.

8. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2019. 301 с.

© Абрарова Д.А., 2023 г.