УДК 35 Абрарова Д.А., г.Уфа
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется в рамках государственной программы «Информационное общество» [1].
Федеральный проект направлен на достижение национальной цели
«Цифровая трансформация», которая определена указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Ключевой целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели – увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95% к 2030 году. Федеральный проект включает мероприятия цифровой трансформации системы государственного управления, которые обеспечивают новый уровень предоставления услуг, необходимых для повышения качества жизни граждан и развития бизнеса [3].
Платформа обратной связи позволяет гражданам через форму на Едином портале Государственных услуг, мобильное приложение «Государственных услуги. Жалобы», а также виджеты на сайтах органов власти субъектов РФ и местного самоуправления направлять обращения в государственные и муниципальные органы по широкому спектру вопросов, а также участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях.
По итогам 2020-2021 годов в рамках работы цифровой платформы внедрили систему обработки сообщений от граждан 67 субъектов РФ, функционал, связанный с голосованием по распределению частей местного и регионального бюджетов – 57 регионов. За это время поступило более 83,6 тыс. сообщений, проведены голосования по 135 проектам, размещено около 1,5 тыс. опросов граждан. Органы местного самоуправления пилотных субъектов провели обсуждения с гражданами более 450 проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Больше всего сообщений от россиян поступило по вопросам, касающимся автомобильных дорог, многоквартирных домов, дворов и территорий общего пользования, также социального обслуживания и медицины.
Говоря о федеральных сервисах, отметим, что в 2020 году на портале Государственных услуг был размещен ряд федеральных сервисов. Прежде всего, речь идет о сервисах Минздрава России, позволяющих гражданам сообщить о трудностях с вакцинацией от COVID-19 и проблемах с вызовом скорой медицинской помощи в условиях пандемии, а также медицинским работникам поделиться своим мнение о лечении COVID-19. Кроме того, на Государственных услугах размещен сервис Минпросвещения России для получения обратной связи от родителей учащихся младших классов по организации горячего питания в школах [5].
Регионам необходимо усилить работу по сообщениям, поступающим через федеральные сервисы Минздрава России, так как уже сейчас часть регионов допускает значительные просрочки. Работа регионов с сообщениями по сервисам обратной связи в рамках тематики COVID-19 находятся на особом контроле Правительства Российской Федерации. Для удобства граждан была обновлена электронная форма обращений ПОС через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Уже 2,5 тыс. органов власти и организаций разместили виджет с новой электронной формой на своих сайтах.
Эффективность работы региональных руководителей цифровой трансформации будет оцениваться, в первую очередь, по показателям внедрения сквозных цифровых проектов, одним из которых является платформа обратной связи. Развитие платформы обратной связи в 2022 году предусматривает расширение возможностей функционала для проведения голосований, опросов и обсуждений, обработки сообщений и обращений, а также работу с контентом в аккаунтах региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (ОМСУ) в социальных сетях [6].
«В зарубежной практике цифровая трансформация в государственном управлении не сводится только к изменениям при предоставлении Государственных услуг. Эффект от цифровизации оценивается по влиянию технологий на эти результаты. В России пока использование IT для поддержки управления по результатам не дало значимых эффектов» [7].
Ключевыми проблемами применения IT для поддержки государственного управления по результатам в России являются то, что разработка отдельных АИС для каждого инструмента управления привела к росту транзакционных издержек государственных органов; используемые в сфере управления АИС в основаны на ручном вводе данных, что повышает риск искажений информации; используемые АИС слабо интегрированы между собой; аналитика сводится к расчету степени достижения показателей.
Сегодняшняя цель цифровизации государственного управления мало учитывает возможности использования цифровых технологий для повышения результативности органов власти. Индекс отражает состояние процессов цифровизации в субъектах РФ, уровень использования в регионе потенциала цифровых технологий во всех аспектах народно-хозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений. В десятку регионов-лидеров в 2021 г. вошли Москва, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Ханты-мансийская АО – Югра, Тюменская область, ЯНАО, Московская область, Республика Башкортостан, Ленинградская область, Челябинская область» [4].
Лидерство Москвы базируется на непрерывном совершенствовании региональной программы «Информационный город», начиная с 2012 года. Ряд технологических направлений, которые предусмотрены в федеральной программе «Цифровая экономика России», в Москве уже тестируются на практике. На путь цифровой трансформации в последние годы встали многие регионы России. На некоторых территориях инициативы ограничились только открытием электронных приемных, переходом на электронный документооборот и разработкой локальных порталов Государственных услуг.
Ключевыми трендами для системы государственного управления на 2021-2025 годы являются следующие технологии: беспилотные летательные аппараты, интеллектуальные транспортные средства, интерфейс человек-машина, наноустройства, роботы.
Самыми «цифровыми» среди столиц субъектов Федерации и ключевых «вторых» региональных городов оказались Краснодар и Екатеринбург – с одинаковыми результатами, которые обеспечили им первое/второе место. При этом цифровые профили у них разные. В Краснодаре высокий спрос в транспорте, СМИ, здравоохранении и торговле, а предложение – в здравоохранении, торговле и Государственных услугах. У Екатеринбурга спрос высокий в торговле, транспорте и здравоохранении, а предложение – в транспорте, здравоохранении, торговле и Государственных услугах. Третью позицию в рейтинге занял Белгород – как и Краснодар с Екатеринбургом, он обгоняет Москву и Санкт-Петербург. Этот областной центр показывает пример сбалансированного предложения и спроса, который развит в Государственных услугах, здравоохранении и торговле. Четвертая/пятая строчки достались Москве и Самаре [8].
Когда цифровой разрыв между регионами становится принципиально непреодолимым, представители информационно бедных регионов или социальных групп оказываются в «другой Вселенной» с точки зрения своих экономических и социальных возможностей. Непреодолимое отставание в развитии цифровой жизни в городе может привести к потере наиболее инновационных, динамичных и мобильных жителей.
Цифровые технологии стали значимым фактором общего воспринимаемого качества городской среды. Они становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках.
Основные проблемы в регионах РФ по цифровизации государственного управления являются бюрократизация процесса внедрения цифровых технологий и неравномерность территориального развития.
Таким образом, цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется именно спросом – потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением. Критичными для развития полноценной цифровой экосистемы оказались цифровые навыки и компетенции жителей тех или иных территорий.
В связи с этим региональным администрациям, бизнес-лидерам и лидерам общественного мнения стоит развивать цифровой спрос, формировать у населения навыки и компетенции в области эффективного использования цифровых платформ и систем, повышать качество человеческого капитала и творческую инновационную среду. Но не упускать из вида и проблему цифрового предложения – проводя эксперименты, предлагающие потребителям разные бизнес-модели, и обеспечивая конкурентоспособность продуктов. При всей ясности такой архитектуры программы цифровизации реализовать ее нелегко, а на немедленный результат рассчитывать не приходится. Вторичная цифровизация отличается от более ранних стадий, которые требовали инвестиций в инфраструктурные проекты для расширения интернет-доступа и давали быстрый и легко измеряемый эффект. Теперь задачи региональных политиков, стремящихся к преодолению цифрового разрыва, намного сложнее.
Таким образом, информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.
Стремительное развитие процессов глобализации и совершенствование информационных технологий в последние десятилетия привели к признанию за информацией роли важнейшего средства организации и регулирования жизни людей, в том числе на государственном уровне. Информационное обеспечение служит одной из форм фиксации и передачи как уже существующих, так и вновь возникающих знаний в области государственного управления.
Целью информационного обеспечения государственного управления, является получение на основе анализа исходных данных качественной, обработанной информации, которая, в свою очередь, кладется в основу принятия эффективных управленческих решений.
Эффективность принимаемых государственных решений находится в зависимости от качества полученной информации и методов обработки этой информации. Так как государственное управление является сложной неоднородной системой, то и источники информационного обеспечения соответствующей деятельности тоже неоднородны.
Литература:
Федеральный закон от 19.05.1995
№
82-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «Об общественных объединениях».
Федеральный закон от 06.10.2003
№
131-ФЗ (ред. от 30.12.2021)
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 № 1268-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий».
6. Мазолин А.В. Информационная политика органов власти / А.В. Мазолин. Екатеринбург, 2019. 90 с.
7. Попов В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2017. 289 с.
8. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования / В.Д. Попов. М.: Изд-во РАГС, 2019. 301 с.
© Абрарова Д.А., 2023 г.