?Значение дидактических игр в развитии и воспитании детей
Дидактические игры – это ?разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, либо ?моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: ?Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. ?Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности?. В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую ?зону ближайшего развития?.?
Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности.
Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью.
Наиболее адекватными поставленной задаче как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, являются дидактические игры.
Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. 
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как ?Назови, кто это??, ?Изобрази животного?, ?Узнай по голосу?, то в средней группе – в играх типа ?Угадай, кто, где живет??, ?Помоги животному?, ?Большие и маленькие? и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: ?Зоопарк?, ?Логические цепочки?, ?Придумай про животное загадку?, ?Путешествие в Африку?. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В нашей группе дидактическим играм уделяется большое внимание, вся работа ведется планомерно и постоянно. Дидактические игры экологического содержания я провожу во время прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Я стараюсь вызвать у детей интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть.
Выступление на педсовете: 
Результативность работы по методу проектов в ДОУ.
Все это требует от ?педагогов нового комплекса умений – проектировать собственную образовательную деятельность. Современный педагог-профессионал должен быть способен к таким новым видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств ее решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр.
В ФГТ определено, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности и во взаимодействии с ?семьями воспитанников. Содержание данной работы должно быть направлено на освоение детьми образовательных областей. Под задачи, связанные с образовательными областями, наше дошкольное учреждение в соответствии с нашей спецификой подбирает содержание образовательной деятельности.
Одной из важных видов детской деятельности ?в основной образовательной программе ?От рождения до школы? под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. определена ?проектная деятельность дошкольников. 
В разработке и внедрении в ДОУ групповых проектов мы видим ?создание системы по развитию познавательной, творческой и коммуникативной активности детей дошкольного возраста.
За время внедрения в ДОУ проектного метода разработано и реализовано 4 проекта, отличающихся тематикой и степенью продуманности. Зачастую начальный план реализации во многом отличается от конечного результата. Это зависит как от профессионализма педагога, его умения вовлечь в активную деятельность детей, родителей и коллег, а также от материально – технических возможностей ДОУ. 
Учитывая то, что проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка, все темы, выбранные для проектов, были посильны пониманию детей. Оценить влияние проектного метода ?в настоящее время можно ?по результатам нового мониторинга развития интегративных качеств ребенка – выпускника: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения, способный решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту и т.д. 
При разработке проектов мы руководствуемся такими правилами:
Какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек. 
Не обязательно знать все ответы, чтобы найти решение. 
Вклад и участие каждого члена группы повышает производительность в целом. 
Педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов как технологию развития познавательной активности дошкольников
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.
Подводя ?итоги, можно ?отметить, что проектный метод 
реально изменил, обогатил, оказал направляющее влияние на ?педагогический процесс.
создал условия для роста активности и инициативы педагогов, дошкольников и их родителей;
у педагогов, детей, части родителей появилась возможность раскрыть свои творческие и организаторские способности;
Проектная деятельность в ДОУ способствовала объединению педагогических работников при разработке проектов, имеющих определенные цели, позволила сплотить коллектив единомышленников. Работа по реализации проектов обеспечивает существенный рост профессионального мастерства педагогов, и как следствие повышение качества содержания воспитательно-образовательной работы.
К сожалению, педагогам не всегда удается педагогам вовлечь родителей в образовательный процесс, а это немаловажно: ведь чем больше сплочённых, дружных родителей, тем быстрее формируется детское сообщество в ?группе. Но рано или поздно родители должны проявить свою активность. 
? 
В заключение,?отметить, что именно в ходе работы по методу проектов у педагогов нашего учреждения стали меняться направления деятельности, отношения к себе, к коллегам, что свидетельствует, прежде всего, о внутреннем росте каждого.