К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы скажете мне в конце урока. А сейчас я попрошу взять вас наши пружинки и поочерёдно надевать их на каждый пальчик как обычно вместе со мной. Сначала на правую ручку. Ша- ша- ша- мама моет малыша. Шу- шу- шу- я письмо пишу. Ши- ши- ши- в садик ходят малыши. Аш- аш- аш- у Марины карандаш. Шо- шо- шо все будет хорошо. А теперь на левую. Можно повторять чистоговорку вместе со мной. Кладем колечки. - Как шипят змеи (ш-ш-ш) - Как шипит гусь (ш-ш-ш) - Кто уже догадался, какова тема сегодняшнего урока? Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком ш и буквой ш, его обозначающей. - Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах- отгадках? - Смешарик слушает как вы работаете. 1. Сегодня всё ликует В руках у детворы! От радости танцуют Воздушные ... . (шары) 2. И на мачеху стирала, И горох перебирала По ночам при свечке. А спала у печки. Хороша как солнышко Кто же это?... . (Золушка) 3. Кот живет у нас на крыше, А в подвале живут… . (мыши) 4. Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нем: Там пишут и считают, Рисуют и читают. (школа) 5. Не поедет без бензина Ни автобус, ни … . (машина) 6. Если ты его заточишь, Нарисуешь все, что хочешь Солнце, море, горы, пляж, Что же это … . (карандаш) - Звук у нас сегодня особенный. Давайте раскроем все его тайны. - Произнесите слово шишки. Назовите первый звук. ([ш]) - Какой это звук? (Согласный) - Почему так считаете? (При произношении воздух встречает преграду) - Закройте уши. Произнесите звук и подумайте, звонкий он или глухой? (Глухой) - Почему так думаете? (Он глухой, потому что в ушах не слышно звона) Какой парный звонкий звук у звука Ш? (Звук[ж]) - Произнесите звук Ш. Скажите, он твердый или мягкий? (Он твердый) - Дайте характеристику новому звуку. (Звук [ш] согласный, глухой, твердый) - Звук [ш] не простой, а с секретом. И секрет вы сможете открыть сами. - Найдите слова, где новый звук будет мягким. (Таких слов нет) - Значит, звук [ш] всегда твердый. - А сейчас я предлагаю вам найти на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш]. (шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки) А кто знает какой же буквой обозначается на письме наш звук? Буква называетсч ША. Давайте немного пофантазируем. На что же похожа буква Ш? Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из нее Можно сделать е и ё. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. ???????? - А теперь будем применять знания о новом звуке. Выполним слого-звуковой анализ слова. А какого- вы сейчас сами отгадаете. ???????? Стоит дом. ???????? Кто в него войдет, ???????? Тот ум приобретет.??????? (Школа)??? - А теперь послушайте внимательно. Сейчас мы с вами вместе составим звуковую схему к слову школа. - Кто желает составить звуковую схему к этому слову? Выходи к доске. - Сколько слогов в этом слове? (2 слога) Докажи. (Проверяет при помощи хлопков.) - На какой слог падает ударение? (Ударение падает на первый слог.) Как ты это понял? Позови это слово. (шкОла.) - Произнеси первый слог. (первый слог Шко.) - Хорошо, назови первый звук в этом слоге. ([ш]) Какой он? (Согласный твердый.) Молодец, каким цветом мы его обозначим? (Синим.) - Прикрепи карточку первого звука первого слога на доску. - Хорошо, назови второй звук в первом слоге. ([к]) Какой это звук? (Это согласный твёрдый звук.) - Назови третий звук в первом слоге. ([о]) Какой это звук? (Это гласный ударный звук) - Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [к] и [о]? (Слог-слияние) Молодец. Какими двумя цветами мы обозначим слог- слияние? (Синим и красным.) - Хорошо, прикрепляй слог- слияние на доску. - Теперь прочитай мне второй слог. (ЛА) - Назови мне первый звук слога ЛА. ([л]) Какой он? (Согласный твердый.) - Молодец, назови второй звук? (Звук [а]) Какой он? (Это гласный безударный звук.) - Как ты думаешь, что образуют вместе звуки [л] и гласный звук [а] ? (Да, они образуют слог- слияние.) Какими цветами мы обозначим этот слог? (Синим и красным.) - Прикрепляй слог- слияние, используя синий и красный цвета. - В каком месте мы разделим нашу звуковую схему вертикальной чертой? (После первого слога ШКО.) Молодец! - Ребята, обратите внимание на доску и проверьте, правильно ли вы записали. А сейчас я предлагаю поиграть в игру ?Звездопад?. На облаке нарисована буква ш, к ней подлетают звезды с гласными буквами, получаются слоги, которые мы с вами будем хором читать. А теперь предлагаю прочитать слоги в учебнике. Давайте прочитаем слова написанные жирным шрифтом. - Прочитаем их. (Вместе читаем) - Чем отличаются эти слова? (Они отличаются числом) - Прочитаем второй столбик выделенных слов. (Читаем вместе) - Назовите четвероногое животное. (Кошка) - Где в слове кошка слышится звук ш? (В середине) - Придумайте кличку кошке с буквой ш. (Пушинка, Крошка) - Умнички. - Прочитаем третий столбик. (Читаем вместе) - Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Имена людей) Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и. У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и. - Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ. Слушайте внимательно. (Читаю рассказ) - О каком времени года упоминается в рассказе? (Об осени) - Прочитайте это предложение. (Читают первое предложение) - Как вы понимаете выражение ?горели кисти рябин?? (Рябина была красная, спелая) - Как понимаете слово кисти? (Ягоды, собранные зонтиком) - Когда мы еще встречали слово кисти? (Малярные, для рисования, кисти рук) - Как мы называем слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные слова) - Молодцы. - А сейчас мы будем читать рассказ по одному предложению. Будьте внимательны. Когда услышите слова с новой буквой, хлопайте в ладоши. Начинаем читать. (Читают текст по одному предложению) - Ребята, придумайте имена детям, которые пошли в лес. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ш]. (Шура, Алёша, Миша, Гриша, Саша, Маша, Наташа) А в каких словах нам встретилось наше правило? Обратите свое внимание на то, что произносим мы ши с буквой ы а пишем с буквой и. У нас есть даже такое правило ШИ пиши с буквой и. ???????? - Возьмите карточку с раскраской. Я буду читать утверждения. Если утверждение правильное, то вы закрашиваете синим цветом сектор с этим номером. ???????? 1. Звук [ш] – согласный. + ???????? 2. ь обозначает гласный звук. – ???????? 3. Звук [ш] – всегда твердый. + ???????? 4. Дети, лес, шишки. Это предложение. – ???????? 5. Звук [ш] – глухой. + ???????? 6. В слове шут звук [ш] в конце слова. – ???????? 7. В слове кошка нет звука [ш]. – ???????? 8. В слове шар звук [ш] в начале слова. + ???????? 9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. + ???????? 10. Звук [о] – согласный. – ???????? - Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик) - Почему именно Смешарик Крош (синего цвета)? (Потому что звук [ш] всегда твердый). - Умнички. - За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.
Знакомство со звуком и буквой Ш