бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад №378»
План –конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.
Тема непрерывной образовательной деятельности:
«Измерение сыпучих веществ»
Автор –разработчик:
Турушева Наталья Лаврентьевна,
Воспитатель высшей категории.
г. Омск
2024г.
План – конспект непрерывной образовательной деятельности по познавтельному развитию ( познавательно–исследовательская деятельность)
Возрастная группа: старшая группа.
Тема НОД: Измерение сыпучих веществ. (экспериментальная деятельность)
Форма организации детской деятельности: Труд.
Интеграция ОО, виды деятельности: Познавательное развитие (познавательно –исследовательская деятельность), социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема : измерение сыпучих веществ
Цель: Определение объема сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Задачи:
Обучающие:
Учить измерять крупу с помощью условной мерки.
Развивающие:
Закреплять представления детей о зимующих птицах, систематизировать знания о том, чем питаются зимуюшие птицы, упражнять в количественном счете.
Формировать умения детей измерять одно и тоже количество крупы , мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки.
Воспитательные: воспитывать инициативность, усидчивость, аккуратность при выполнении задания, работа в парах
Предварительная работа с детьми:
Дидактические игры «Кто лишний», «Какой по счету», «Слушай хлопки».
Демонстрационный материал:
крупа в контейнере (пшено) , столовая ложка, чайная ложка, стакан, фишки жёлтого цвета, числовой веер.
Раздаточный материал: две контейнера, один контейнер с пшеном ( на каждого ребёнка), столовые и чайные ложки по количеству детей, числовой веер.
Ход деятельности:
Этапы деятельности.
Методы и приемы, деятельность воспитателя и детей (словесные, наглядные , практические)
Мотивация детей к деятельности.
Организационный момент:
« Подари улыбку»
Сегодня мы нашу встречу начнем с того, что мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. И со всеми поздороваемся.
В: Ребята, я сегодня проходила мимо нашего участка, и увидела возле кормушек много птиц, они так жалобно чирикали, я их сняла на видео, хотите посмотреть?
( Использование ИКТ)
На экране видео : Зимующие птицы прилетели к кормушке(воробьи, вороны, сороки, снегири, синицы, голуби)
Как жалобно они чирикают, почему?
Д. птицы просят помощи чтобы их покормили
В: Сколько птиц и больших и маленьких прилетело к кормушке.
Назовите этих птиц?
А каких зимующих птиц вы еще знаете?
А почему их называют зимующими.
В: Да, птиц много, а корма в кормушке мало, хватит ли всем птицам корма?)
Д.
В : Что делать?
Дети: (предлагают помочь)
Метод: словесный, наглядный.
Постановка детьми цели к предстоящей деятельности.
Итог: Нам нужно накормить птиц, чтоб всем хватило корма.
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.
В: Давайте посчитаем сколько птиц к нам прилетело, возьмите веер с цифрами, будем считать птиц, а вы будете обозначать количество птиц соответствующей цифрой.
*Упражнение в количественном счёте.
-Посчитайте, сколько синиц ? (две)
-посчитайте , сколько снегирей ? ( два)
Значит их поровну.
-А сколько воробьев? (восемь)
-Сколько ворон? (три)
-Сколько голубей? (один)
-Сколько сорок ?(семь)
А каких птиц больше, больших или маленьких?
В: А вы знаете каким кормом нужно кормить птиц?
Дети: Знаем ( игра «Покормите птиц зимой»
Дидактическая игра «Покормите птиц зимой».
Материал: Картинка кормушка для птиц, комплект карточек с изображением птиц, комплект карточек с изображением продуктов питания.
Ход игры:
В кормушке должны оказаться только зимующие птицы, и только те продукты питания, которыми человек может покормить птиц.
- Все карточки находятся в перевернутом виде, дети берут наугад любую, переворачивают и, увидев изображение, говорят, подходит она или нет.
Метод: словесный, наглядный.
Пальчиковая гимнастика.
Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой, вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)
Самостоятельная работа с детьми.
В: Вот и я принесла крупу, чтобы покормить птиц на участке, одна птица маленькая (воробей, синица, снегирь) съедает одну чайную ложку ,а большая (голубь, ворона , сорока) съедает одну столовую ложку. Сколько птиц мы сможем накормить этим количеством крупы?
Дети: Нужно измерить.
В: Чем можно измерить?
( дети предлагают)
Воспитатель предлагает детям пройти к столу.
Воспитатель:
Сегодня ребята мы будем учиться измерять объем сыпучих тел с помощью условной мерки. Какие тела мы можем назвать сыпучими? Назовите их! Выбираем мерку предмет , который будет служить для измерения, а условной она называется потому что, мы условимся, договоримся, что измерять мы будем ею. Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения.
(Показ)
Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки.
Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно.
Если меньше – еще раз наберите.
Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки. Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку,
чтобы не сбиться со счета.
Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям. Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
Сейчас вы будете самостоятельно измерять крупу в ваших контейнерах. Не забывайте правило измерения. Давайте договоримся, что меркой будет столовая ложка (узнаем , сколько больших птиц накормим этим количеством крупы) и чайная ложка (узнаем сколько маленьких птиц накормим этим же количеством крупы).
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию где приготовлены контейнера с крупой, и начать работу)
- Сколько всего получилось чайных ложек? (дети считают фишки)
(Ответы детей).
- А теперь давайте узнаем, сколько голубей, ворон, сорок (т.к.эти птицы крупные)
Снова измеряем пшено и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)
- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?
(10 > 5)
А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?
(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)
В: Ребята ,у вас у каждого получилось 5 столовых ложек и 10 чайных ложек пшена, значит сколько птиц каждый накормит?
(ответы детей) каждый накормит 15 птиц.
В: Как вы думаете, у нас хватит пшена всем птицам которые к нам прилетели к кормушкам? (ответы детей)
- Молодцы! мы пойдем гулять и насыпим пшено в кормушки.
Итог
Итог :
Ребята, чему мы с вами научились?
Д: измерять объём сыпучих веществ, при помощи разных мерок.
Какие мерки мы с вами использовали? ( столовую ложку и чайную ложку)
Мы много приготовили пшена для птиц? Всем птицам хватит корма и большим и маленьким.
Рефлексия
Кому помогали?
Что делали?
Что запомнилось?
Что было самым интересным для тебя?
О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?
Где эти знания пригодятся в жизни?
Самооценка.
Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, вы справились с заданием, у вас все получилось, выполнили работу аккуратно не рассыпали пшено, возьмите лучик желтого цвета, а если вы старались, но не все у вас получилось сразу ,возьмите лучик красного цвета.( лучики крепим к солнышку)