бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад №378»

План –конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе.

Тема непрерывной образовательной деятельности:

«Измерение сыпучих веществ»

Автор –разработчик:

Турушева Наталья Лаврентьевна,

Воспитатель высшей категории.

г. Омск

2024г.

План – конспект непрерывной образовательной деятельности по познавтельному развитию ( познавательно–исследовательская деятельность)

Возрастная группа: старшая группа.

Тема НОД: Измерение сыпучих веществ. (экспериментальная деятельность)

Форма организации детской деятельности: Труд.

Интеграция ОО, виды деятельности: Познавательное развитие (познавательно –исследовательская деятельность), социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тема : измерение сыпучих веществ

Цель: Определение объема сыпучих веществ с помощью условной мерки.

Задачи:

Обучающие:

Учить измерять крупу с помощью условной мерки.

Развивающие:

Закреплять представления детей о зимующих птицах, систематизировать знания о том, чем питаются зимуюшие птицы, упражнять в количественном счете.

Формировать умения детей измерять одно и тоже количество крупы , мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки.

Воспитательные: воспитывать инициативность, усидчивость, аккуратность при выполнении  задания, работа в парах

Предварительная работа с детьми:

Дидактические игры «Кто лишний», «Какой по счету», «Слушай хлопки».

Демонстрационный материал:

крупа в контейнере (пшено) , столовая ложка, чайная ложка, стакан, фишки жёлтого цвета, числовой веер.

Раздаточный материал: две контейнера, один контейнер с пшеном ( на каждого ребёнка), столовые и чайные ложки по количеству детей, числовой веер.

Ход деятельности:

Этапы деятельности.

Методы и приемы, деятельность воспитателя и детей (словесные, наглядные , практические)

Мотивация детей к деятельности.

Организационный момент:

« Подари улыбку»

Сегодня мы нашу встречу начнем с того, что мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. И со всеми поздороваемся.

В: Ребята, я сегодня проходила мимо нашего участка, и увидела возле кормушек много птиц, они так жалобно чирикали, я их сняла на видео, хотите посмотреть?

( Использование ИКТ)

На экране видео : Зимующие птицы прилетели к кормушке(воробьи, вороны, сороки, снегири, синицы, голуби)

Как жалобно они чирикают, почему?

Д. птицы просят помощи чтобы их покормили

В: Сколько птиц и больших и маленьких прилетело к кормушке.

Назовите этих птиц?

А каких зимующих птиц вы еще знаете?

А почему их называют зимующими.

В: Да, птиц много, а корма в кормушке мало, хватит ли всем птицам корма?)

Д.

В : Что делать?

Дети: (предлагают помочь)

Метод: словесный, наглядный.

Постановка детьми цели к предстоящей деятельности.

Итог: Нам нужно накормить птиц, чтоб всем хватило корма.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности.

В: Давайте посчитаем сколько птиц к нам прилетело, возьмите веер с цифрами, будем считать птиц, а вы будете обозначать количество птиц соответствующей цифрой.

*Упражнение в количественном счёте.

-Посчитайте, сколько синиц ? (две)

-посчитайте , сколько снегирей ? ( два)

Значит их поровну.

-А сколько воробьев?  (восемь)

-Сколько ворон? (три)

-Сколько голубей? (один)

-Сколько сорок ?(семь)

А каких птиц больше, больших или маленьких?

В: А вы знаете каким кормом нужно кормить птиц?

Дети: Знаем ( игра «Покормите птиц зимой»

Дидактическая игра «Покормите птиц зимой».

Материал: Картинка кормушка для птиц, комплект карточек с изображением птиц, комплект карточек с изображением продуктов питания.

Ход игры:

В кормушке должны оказаться только зимующие птицы,  и только те продукты питания, которыми человек может покормить птиц.

- Все карточки находятся в перевернутом виде, дети берут наугад любую, переворачивают и, увидев изображение, говорят, подходит она или нет.

Метод: словесный, наглядный.

Пальчиковая гимнастика.

Воробьи

Воробьи-воробушки,

(сжать кулак, указательный и большой, вытянуты в клювик)

Серенькие перышки!

(шевелят выпрямленными пальцами рук)

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

(погладить тыльные стороны рук поочередно)

Как бы нам поладить,

(хлопки в ладоши)

Чтоб дались погладить?

(потереть ладошки друг о друга)

Самостоятельная работа с детьми.

В: Вот и я принесла крупу, чтобы покормить птиц на участке, одна птица маленькая (воробей, синица, снегирь) съедает одну чайную ложку ,а большая (голубь, ворона , сорока) съедает одну столовую ложку. Сколько птиц мы сможем накормить этим количеством крупы?

Дети: Нужно измерить.

В: Чем можно измерить?

( дети предлагают)

Воспитатель предлагает детям пройти к  столу.

Воспитатель: 

 Сегодня ребята мы будем учиться измерять  объем сыпучих тел с помощью  условной мерки. Какие тела мы можем назвать сыпучими? Назовите их! Выбираем   мерку   предмет ,   который   будет   служить   для   измерения,   а условной   она   называется   потому   что,   мы   условимся,   договоримся,   что измерять мы будем ею.   Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения.

 (Показ) 

Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки.

 Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно.

 Если меньше  еще раз наберите. 

Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.  Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, 

чтобы не сбиться со счета.  

Какой должна быть мерка?  полной, ровно по краям.  Что делаем, когда отмеряем полную мерку?  выставляем фишку.  

Сейчас   вы   будете   самостоятельно   измерять крупу в ваших контейнерах.   Не забывайте   правило   измерения.   Давайте   договоримся,   что   меркой   будет столовая  ложка (узнаем , сколько больших птиц накормим этим количеством крупы) и чайная ложка (узнаем сколько маленьких птиц накормим этим же количеством крупы).

Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию где приготовлены контейнера с крупой, и начать работу)

- Сколько всего получилось чайных ложек? (дети считают фишки)

(Ответы детей).

- А теперь давайте узнаем, сколько голубей, ворон, сорок (т.к.эти птицы крупные)

Снова измеряем пшено и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)

- Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?

(10 > 5)

А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?

(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)

В: Ребята ,у вас у каждого получилось 5 столовых ложек и 10 чайных ложек пшена, значит сколько птиц каждый накормит?

(ответы детей) каждый накормит 15 птиц.

В: Как вы думаете, у нас хватит пшена всем птицам которые к нам прилетели к кормушкам? (ответы детей)

- Молодцы! мы пойдем гулять и насыпим пшено в кормушки.

Итог

Итог :

Ребята, чему мы с вами научились?

Д: измерять объём сыпучих веществ,   при помощи разных мерок.

 Какие мерки мы с вами использовали? ( столовую ложку и чайную ложку)

Мы много приготовили пшена для птиц? Всем птицам хватит корма и большим и маленьким.

Рефлексия

Кому помогали?

Что делали?

Что запомнилось?

Что было самым интересным для тебя?

О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?

Где эти знания пригодятся в жизни?

Самооценка.

Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, вы справились с заданием, у вас все получилось, выполнили работу аккуратно не рассыпали пшено, возьмите лучик желтого цвета, а если вы старались, но не все у вас получилось сразу ,возьмите лучик красного цвета.( лучики крепим к солнышку)