Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мозайка»

План по самообразованию

учителя-логопеда Яр Ии Сергеевны

2024-2025 учебный год

«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

 

Учитель-логопед:

Яр Ии Сергеевна

2024- 2025 учебный год

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».

Обоснование выбранной темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.

Планирование работы по использованию игровых технологий.

Описать формы и методы работы с детьми и родителями с исп

оль

зованием игровых технологий

Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей,

своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный

процесс. При систематическом использовании игровых технологий в работе над

развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, разовьется

фонематического восприятия, дети начнут активно сопровождать свою

деятельность речью.

Наглядные методы и приемы:

Наглядные методы: просмотр картинок, фотографий, презентаций, игрушек

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, роассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы: дидактические развивающие игры, игры – драматизации, дидиактические упражнения.

Содержание:

Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.

Изучение специальной литературы.

Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.

Сроки

Содержание работы

Изменение предметно-развивающей среды

Практический выход

Ноябрь 2024

Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами в интернет – сети, обследование речи детей

Памятка для родителей, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику

Результаты обследования детей, рабочая программа на учебный год

Декабрь 2024

Изготовление игровых пособий учителя – логопеда Н.Гафиятулиной по системе практической логопедии и использование в работе с детьми

Индивидуальная работа с родителями, консультация на тему: «Весело играем, речь развиваем».Выступление на собрании.

Использование, накопленного опыта в работе с детьми (по данным пособиям»

Январь 2025

Игры для развития мелкой моторики Н.В. Нищевой, использование нестандартных предметов на индивидуальных занятиях для развития мелкой моторики. Индивидуальная работа с родителями .

Консультация для родителей на тему: «Как использовать привычные предметы для развития мелкой моторики»

Различные игры и предметы для развития мелкой моторики

Февраль 2025

Изучение опыта работы учителя-логопеда Коняхиной Н.В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логоритмики». Использование на занятиях логоритмических упражнений, пальчиковых игр.

Индивидуальная работа с родителями, консультация: «Важность пальчиковых игр в развитии речи детей»

Использование накопленного опыта в работе с детьми

Март 2025

Использование артикуляционных игр, комплексов игр для развития дыхания

Консультация на тему: «Важность развития речевого дыхания в развитии речи дошкольников»

Использование накопленного опыта в работе с детьми

Апрель 2025

Использование парных логопедических карточек для автоматизации звуков на индивидуальных занятиях

Размещение нформации на сайте ДОУ.

Использование накопленного опыта в работе с детьми

Май 2025

Проведение диагностики по речевому развитию детей, обследование связной речи детей

Разработка рекомендаций для родителей в летний период

Отчет о проделанной работе за учебный год

Использованная литература:                   

1. Развитие речи : в зоопарке / Жукова Н.С.- Москва : Эксмо, 2017-36 с.

2. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

3. Жукова Н.С. и др. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

4. Развитие речи : в зоопарке / Жукова Н.С.- Москва : Эксмо, 2017-36 с.

5. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

6. Жукова Н.С. и др. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: 7. Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

10. Гафиятулина Н. Система практической логопедии. –М.,2024