Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Мозайка»
План по самообразованию
учителя-логопеда Яр Ии Сергеевны
2024-2025 учебный год
«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Учитель-логопед:
Яр Ии Сергеевна
2024- 2025 учебный год
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».
Обоснование выбранной темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка. Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Цель: повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста.
Планирование работы по использованию игровых технологий.
Описать формы и методы работы с детьми и родителями с исп
оль
зованием игровых технологий
Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей,
своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный
процесс. При систематическом использовании игровых технологий в работе над
развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, разовьется
фонематического восприятия, дети начнут активно сопровождать свою
деятельность речью.
Наглядные методы и приемы:
Наглядные методы: просмотр картинок, фотографий, презентаций, игрушек
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, роассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические развивающие игры, игры – драматизации, дидиактические упражнения.
Содержание:
Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога.
Изучение специальной литературы.
Обобщение практического опыта по теме, распространение положительного опыта работы.
Сроки
Содержание работы
Изменение предметно-развивающей среды
Практический выход
Ноябрь 2024
Изучение опыта работы, методик и технологий, применяемых педагогами в интернет – сети, обследование речи детей
Памятка для родителей, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику
Результаты обследования детей, рабочая программа на учебный год
Декабрь 2024
Изготовление игровых пособий учителя – логопеда Н.Гафиятулиной по системе практической логопедии и использование в работе с детьми
Индивидуальная работа с родителями, консультация на тему: «Весело играем, речь развиваем».Выступление на собрании.
Использование, накопленного опыта в работе с детьми (по данным пособиям»
Январь 2025
Игры для развития мелкой моторики Н.В. Нищевой, использование нестандартных предметов на индивидуальных занятиях для развития мелкой моторики. Индивидуальная работа с родителями .
Консультация для родителей на тему: «Как использовать привычные предметы для развития мелкой моторики»
Различные игры и предметы для развития мелкой моторики
Февраль 2025
Изучение опыта работы учителя-логопеда Коняхиной Н.В. по теме: «Коррекция общего недоразвития речи средствами логоритмики». Использование на занятиях логоритмических упражнений, пальчиковых игр.
Индивидуальная работа с родителями, консультация: «Важность пальчиковых игр в развитии речи детей»
Использование накопленного опыта в работе с детьми
Март 2025
Использование артикуляционных игр, комплексов игр для развития дыхания
Консультация на тему: «Важность развития речевого дыхания в развитии речи дошкольников»
Использование накопленного опыта в работе с детьми
Апрель 2025
Использование парных логопедических карточек для автоматизации звуков на индивидуальных занятиях
Размещение нформации на сайте ДОУ.
Использование накопленного опыта в работе с детьми
Май 2025
Проведение диагностики по речевому развитию детей, обследование связной речи детей
Разработка рекомендаций для родителей в летний период
Отчет о проделанной работе за учебный год
Использованная литература:
1. Развитие речи : в зоопарке / Жукова Н.С.- Москва : Эксмо, 2017-36 с.
2. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.
3. Жукова Н.С. и др. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
4. Развитие речи : в зоопарке / Жукова Н.С.- Москва : Эксмо, 2017-36 с.
5. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.
6. Жукова Н.С. и др. логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: 7. Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.
9. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982
10. Гафиятулина Н. Система практической логопедии. –М.,2024