Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 МО Каневской район
Авторский конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
на тему: « Музей «Казачья слава»
Разработали:
воспитатель Кононенко Л.П.
воспитатель: Самсонова И.А.
ст. Каневская
2021 год
Пояснительная записка.
Конспект образовательной деятельности на тему: «Казачья слава» с детьми старшей группы является авторской разработкой. Данная разработка включает в себя образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Данная образовательная деятельность включает в себя предварительную работу: беседа с детьми о том, кто в их семье служил в армии, что им рассказывали родители; чтение художественной литературы о героях войны; рассматривание портретов знаменитых казачьих атаманов; иллюстраций «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; прослушивание аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».
Образовательная деятельность состоит из четырех частей:
1.Этап внутренней мотивации;
2. Этап планирования;
3. Этап реализации детского замысла;
4. Рефлексия.
Во время образовательной деятельности использовались современные образовательные технологии: игровые, педагогика сотрудничества, проблемные ситуации, разные методы и приемы (словесные, игровые), личностно-ориентированный подход.
В структуре образовательной деятельности соблюдены все принципы тематического единства, сочетание нового и закрепление пройденного материала.
Длительность образовательной деятельности - 25 минут, соответствует данному возрасту и требованиям Сан ПиНа.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, воспитание у них уважения любови к Кубанскому краю, казачеству.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать накоплению познаний детей об истории казачьего оружия, о героях-казаках.
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к коллекционированию и желанию собирать предметы старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.);
- способствовать развитию интереса к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.
Воспитывающие:
- поддерживать желание детей к проявлению гордости за героическое прошлое казаков, традициям и обрядам;
- активировать их к коллективному творчеству.
Предварительная работа: беседа с родителями о создании мини-музея в группе с просьбой в помощи пополнения экспонатами, имеющими отношения к казачеству.
Оборудование: мультимедийное оборудование.
Методы и приёмы: словесные: ввести в активный словарь детей слова: шашка, кубанка, нагайка; практические; игровые: создание игровой ситуации, двигательные.
Современные педагогические технологии: ИКТ, игровая, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход.
Возрастная категория детей: старшая группа.
Номинация: дошкольный возраст.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
(По договоренности с родителями все предметы принесены в этот день: шашка, кубанка, нагайка. Воспитатель вносит в группу. Дети обращают внимание.)
- Ребята, что за предметы вы сегодня принесли в детский сад?
- Что мы решили с вами сделать, собрав их?
- Ну что ж, тогда приглашаю вас устроиться поудобнее и продумать, где мы разместим музей.
- Ответы детей.
Дети решили сделать музей.
- Отличная идея! Я очень рада!
(Предложение детей)
- Отличная идея! Я очень рада!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
- Что нам может понадобиться для этого?
- Какие будут предложения?
(столы, шашка, кубанка, нагайка).
- Что нам еще нужно? Какие будут мысли, идеи?
(альбом с фотографиями казаков, книги о героях войны…)
- Все согласны?
- Кто будет расставлять столы? Кто разложит предметы?
Договоритесь друг с другом.
- Где можно взять книги и альбомы?
- Как вы думаете наш музей должен иметь название? Какие будут предложения?
- Какое название вам больше всего понравилось?
Дети организовывают пространство: ставят столы, раскладывают предметы: шашку, кубанку, нагайку; альбом с фотографиями казаков, книги о героях войны…)
- Интересный вариант!
- Классное предложение, мне оно очень нравится.
Дети перечисляют варианты.
- Отличная мысль!
- Я уверена, вы справитесь!
- Ответы детей.
Дети перечисляют варианты.
- Замечательные названия!
Если дети затрудняются:
- Я могу предложить вам свою идею? А если нам с вами назвать «Казачья слава»? Как вам?
- У вас отлично получается!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, у нас все готово?
- Музей есть. В нем интересные предметы, которые вы принесли. Можете рассказать о них?
(Показ шашки)
- Да, это оружие Донского казачества, владеть которым казаков учили с самого детства. Даже есть поговорка – шашка подруга казака.
- У меня как раз есть видео о том, как владеют шашкой.
Демонстрация видео «Владение казачьей шашкой».
- Ребята подержите ее в руках, какая она?
- Несмотря на то, что шашка тяжелая, острая, казаки владели ей очень искусно.
- Кто еще расскажет о интересном предмете в нашем музее? Расскажи, Максим, что это?
(Показ нагайки)
- Любопытно! Есть видео о том, как владеют нагайкой.
Демонстрация видео «Владение нагайкой».
- Казаки не только применяли нагайку как орудие, но придумывали различные игры с ней.
Интересно, а у нас с вами получится поиграть в эту игру?
Игра «Нагайка»
(Выбирается ведущий. Дети становятся в круг, ведущий стоит в кругу, глаза прикрыты папахой. Дети стараются незаметно забрать нагайку у ведущего. Ведущий отмахивается нагайкой.)
- Что вы думаете по поводу этой игры?
- Кто сможет рассказать о головном уборе казака?
(Показ кубанки)
- Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства для казачьих войск. Кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре.
Демонстрация видео «Кубанка».
- Казаки всегда стояли на страже Родины. Совершали подвиги, охраняли границы.
В том, что наша Родина стала непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины.
-Так какое же главное призвание казаков?
- Ребята, какой интересный теперь есть у нас музей «Казачьей славы»!
Если дети затрудняются:
- (имя ребенка), вот это да, какой необычный предмет ты принес!
- Вы правы, ребята.
Воспитатель демонстрирует первое видео.
(Предполагаемые ответы детей: холодная, железная, тяжелая)
(Предполагаемый ответ: мне подарил нагайку мой прадедушка. Нагайка — обязательный атрибут конного всадника. Она нужна для управления лошадью, но еще казаки владели ею, как оружием).
Воспитатель демонстрирует второе видео.
- Ой, как замечательно! А то засиделись мы!
- Варианты детей.
- Я рада, что вам было весело!
-Как здорово, что вы знаете!
Если дети затрудняются:
- А кому интересно узнать?
Воспитатель демонстрирует третье видео.
(Предполагаемый ответ детей: защищать Родину!)
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание
Обратная связь на высказывание детей
- Расскажите о своих впечатлениях!
Чем мы сегодня с вами занимались? Как вы считаете мы справились? Что больше всего вам понравилось? А для чего мы с вами все это делали?
- У ваших родителей есть группа в What’s App, и мы отправим фото нашего музея. Как вам идея? Согласны?
(Отправить What’s App)
- Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!
Воспитатель предлагает свою ладонь.
- Ответы детей.
- Спасибо за твое мнение!
- Молодцы!
- Отлично! Я очень рада!
- Я очень рада, что побывала с вами в нашем музее!