Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 МО Каневской район

Авторский конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: « Музей «Казачья слава»

Разработали:

воспитатель Кононенко Л.П.

воспитатель: Самсонова И.А.

ст. Каневская

2021 год

Пояснительная записка.

Конспект образовательной деятельности на тему: «Казачья слава» с детьми старшей группы является авторской разработкой. Данная разработка включает в себя образовательные области в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Данная образовательная деятельность включает в себя предварительную работу: беседа с детьми о том, кто в их семье служил в армии, что им рассказывали родители; чтение художественной литературы о героях войны; рассматривание портретов знаменитых казачьих атаманов; иллюстраций «Казаки в войне 1812 года», «М. И. Платов среди казаков»; прослушивание аудиозапись казачьей песни «Слава Платову-герою».

Образовательная деятельность состоит из четырех частей:

1.Этап внутренней мотивации;

2. Этап планирования;

3. Этап реализации детского замысла;

4. Рефлексия.

Во время образовательной деятельности использовались современные образовательные технологии: игровые, педагогика сотрудничества, проблемные ситуации, разные методы и приемы (словесные, игровые), личностно-ориентированный подход.

В структуре образовательной деятельности соблюдены все принципы тематического единства, сочетание нового и закрепление пройденного материала.

Длительность образовательной деятельности - 25 минут, соответствует данному возрасту и требованиям Сан ПиНа.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, воспитание у них уважения любови к Кубанскому краю, казачеству.

Задачи:

Образовательные:

- содействовать накоплению познаний детей об истории казачьего оружия, о героях-казаках.

Развивающие:

- способствовать формированию интереса к коллекционированию и желанию собирать предметы старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.);

- способствовать развитию интереса к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.

Воспитывающие:

- поддерживать желание детей к проявлению гордости за героическое прошлое казаков, традициям и обрядам;

- активировать их к коллективному творчеству.

Предварительная работа: беседа с родителями о создании мини-музея в группе с просьбой в помощи пополнения экспонатами, имеющими отношения к казачеству.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Методы и приёмы: словесные: ввести в активный словарь детей слова: шашка, кубанка, нагайка; практические; игровые: создание игровой ситуации, двигательные.

Современные педагогические технологии: ИКТ, игровая, технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход.

Возрастная категория детей: старшая группа.

Номинация: дошкольный возраст.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

о договоренности с родителями все предметы принесены в этот день: шашка, кубанка, нагайка. Воспитатель вносит в группу. Дети обращают внимание.)

- Ребята, что за предметы вы сегодня принесли в детский сад?

- Что мы решили с вами сделать, собрав их?

- Ну что ж, тогда приглашаю вас устроиться поудобнее и продумать, где мы разместим музей.

- Ответы детей.

Дети решили сделать музей.

- Отличная идея! Я очень рада!

(Предложение детей)

- Отличная идея! Я очень рада!

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Что нам может понадобиться для этого?

- Какие будут предложения?

(столы, шашка, кубанка, нагайка).

- Что нам еще нужно? Какие будут мысли, идеи?

(альбом с фотографиями казаков, книги о героях войны)

- Все согласны?

- Кто будет расставлять столы? Кто разложит предметы?

Договоритесь друг с другом.

- Где можно взять книги и альбомы?

- Как вы думаете наш музей должен иметь название? Какие будут предложения?

- Какое название вам больше всего понравилось?

Дети организовывают пространство: ставят столы, раскладывают предметы: шашку, кубанку, нагайку; альбом с фотографиями казаков, книги о героях войны)

- Интересный вариант!

- Классное предложение, мне оно очень нравится.

Дети перечисляют варианты.

- Отличная мысль!

- Я уверена, вы справитесь!

- Ответы детей.

Дети перечисляют варианты.

- Замечательные названия!

Если дети затрудняются:

- Я могу предложить вам свою идею? А если нам с вами назвать «Казачья слава»? Как вам?

- У вас отлично получается!

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, у нас все готово?

- Музей есть. В нем интересные предметы, которые вы принесли. Можете рассказать о них?

(Показ шашки)

- Да, это оружие Донского казачества, владеть которым казаков учили с самого детства. Даже есть поговорка – шашка подруга казака.

- У меня как раз есть видео о том, как владеют шашкой.

Демонстрация видео «Владение казачьей шашкой».

- Ребята подержите ее в руках, какая она?

- Несмотря на то, что шашка тяжелая, острая, казаки владели ей очень искусно.

- Кто еще расскажет о интересном предмете в нашем музее? Расскажи, Максим, что это?

(Показ нагайки)

- Любопытно! Есть видео о том, как владеют нагайкой.

Демонстрация видео «Владение нагайкой».

- Казаки не только применяли нагайку как орудие, но придумывали различные игры с ней.

Интересно, а у нас с вами получится поиграть в эту игру?

Игра «Нагайка»

(Выбирается ведущий. Дети становятся в круг, ведущий стоит в кругу, глаза прикрыты папахой. Дети стараются незаметно забрать нагайку у ведущего. Ведущий отмахивается нагайкой.)

- Что вы думаете по поводу этой игры?

- Кто сможет рассказать о головном уборе казака?

(Показ кубанки)

- Кубанка – предмет казачьей гордости и достоинства для казачьих войск. Кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре.

Демонстрация видео «Кубанка».

- Казаки всегда стояли на страже Родины. Совершали подвиги, охраняли границы.

В том, что наша Родина стала непобедимой, есть огромная заслуга казаков – защитников Родины.

-Так какое же главное призвание казаков?

- Ребята, какой интересный теперь есть у нас музей «Казачьей славы»!

Если дети затрудняются:

- (имя ребенка), вот это да, какой необычный предмет ты принес!

- Вы правы, ребята.

Воспитатель демонстрирует первое видео.

(Предполагаемые ответы детей: холодная, железная, тяжелая)

(Предполагаемый ответ: мне подарил нагайку мой прадедушка. Нагайка — обязательный атрибут конного всадника. Она нужна для управления лошадью, но еще казаки владели ею, как оружием).

Воспитатель демонстрирует второе видео.

- Ой, как замечательно! А то засиделись мы!

- Варианты детей.

- Я рада, что вам было весело!

-Как здорово, что вы знаете!

Если дети затрудняются:

- А кому интересно узнать?

Воспитатель демонстрирует третье видео.

редполагаемый ответ детей: защищать Родину!)

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

- Расскажите о своих впечатлениях!

Чем мы сегодня с вами занимались? Как вы считаете мы справились? Что больше всего вам понравилось? А для чего мы с вами все это делали?

- У ваших родителей есть группа в What’s App, и мы отправим фото нашего музея. Как вам идея? Согласны?

(Отправить What’s App)

- Кто считает, что мы здорово провели время, давайте свои «пятерочки»!

Воспитатель предлагает свою ладонь.

- Ответы детей.

- Спасибо за твое мнение!

- Молодцы!

- Отлично! Я очень рада!

- Я очень рада, что побывала с вами в нашем музее!