муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тогучинского района « Горновский детский сад № 1»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Звоночек»

« Путешествие в мир народных

промыслов и ремёсел»

Составил воспитатель

Высшей квалификационной

категории Петрищева Т.М.

Р. п. Горный 2023г.

Тема: « Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел».

Образовательные области:

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.

Цель: Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов и ремёсел.

Задачи:

Образовательные: Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Городец» и их характерные особенности.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции.

Предварительная работа:

Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Городец»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.

Ход занятия:

Дети заходят под музыку.

Слайд№3

«Круг рукопожатий»

Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят.

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте, все ли тут?

Оглянулись, повернулись,

И друг другу улыбнулись.

В.: Дети! Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по бескрайней нашей родине - России, мы посетим много интересных мест. Встретимся с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.

В.: Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы, городецкая роспись, дымковская игрушка и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.

В.: Самым распространенным (часто встечающимся) материалом является глина. Из глины вылепливают различные игрушки и предметы быта, после чего высушивают в течении 3-4 дней, а затем раскрашивают.

Слайд№4

В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. А как Вы думаете ,чем отличается эта роспись от других росписей? Ответы детей. Послушайте про это.

Слайд№5,6,7,8

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Слайд№9

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Какой узор характерен для дымковской игрушки? (Кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).Слайд№10 Послушайте стихотворение о Дымковской игрушке:

Слайд№11,12,13

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

С голосами тонкими,

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Устали, давайте немного передохнем.

Слайд№14 Физминутка.

Слайд№15

В: Следующая роспись, посмотрите, Хохломская роспись. Эта роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Послушайте стихотворение про Хохлому.

Слайд№16,,18,19

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

- А что же это за село такое, и чем оно знаменито? (дети отвечают)

- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды:

смородина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).Слайд№ 17

- Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).

Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).

Следующая роспись Городецкая.

Слайд№20

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица).Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Украшали не только прялки, но и многие предметы народного быта : стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. Послушайте стихотворение.

Слайд№ 21,22

Есть на Волге город древний,

Под названьем Городец.

Славится по всей России,

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

В: Отгадайте загадку:

Я с таинственной игрушкой

Заигралась допоздна,

Разбираю, собираю,

То их восемь, то одна.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка…(Матрёшка)

Слайд№22

А ещё сегодня я хочу Вам рассказать про Матрёшку.

Матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь, Как вы считаете, почему матрешка – русская игрушка? Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Матрена было одним из самых распространенных имен на Руси. Отсюда и название. Матрёшка остаётся символом материнства. Внутри неё живет её семья - другие матрешки. Их может быть самое разное количество как 7 штук, так и 15, 18, 20, но иногда их может быть даже 72. Все зависит от умений и навыков мастера. Первая матрешка-футляр – мама, остальные дочки. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна.

В: Сегодня мы с вами тоже будем народными умельцами по росписи. Мы раскрасим наших матрёшек. Слайд№23

В середине раскрашивания физ. минутка; гимнастика для глаз.

Слайд№24

Слайд№25 Продолжение работы.

Итог: Обсуждение : Какие народные промыслы вы сегодня запомнили, Что вам понравилось сегодня на занятии.

Спасибо за внимание!

Слайд№26