муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Тогучинского района « Горновский детский сад № 1»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Звоночек»
« Путешествие в мир народных
промыслов и ремёсел»
Составил воспитатель
Высшей квалификационной
категории Петрищева Т.М.
Р. п. Горный 2023г.
Тема: « Путешествие в мир народных промыслов и ремёсел».
Образовательные области:
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.
Цель: Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов и ремёсел.
Задачи:
Образовательные: Учить различать и называть знакомые народные промыслы России: «Дымка», «Хохлома», «Городец» и их характерные особенности.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве и мастерам, сохраняющим эти традиции.
Предварительная работа:
Знакомство с изделиями народных промыслов («Дымка», «Хохлома», «Городец»). Рассматривание и рисование элементов росписей. Разучивание народных игр и стихотворений о народных промыслах. Беседы.
Ход занятия:
Дети заходят под музыку.
Слайд№3
«Круг рукопожатий»
Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!
Здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад,
В нём полным-полно ребят.
Может сто, а может двести,
Хорошо, когда мы вместе
Все на месте, все ли тут?
Оглянулись, повернулись,
И друг другу улыбнулись.
В.: Дети! Сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по бескрайней нашей родине - России, мы посетим много интересных мест. Встретимся с народными умельцами, и их сказочно-красивыми изделиями.
В.: Своими руками русские люди творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: гжель, деревянная посуда расписанная узором хохломы, городецкая роспись, дымковская игрушка и другие изделия; как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Они все применяются в быту, все эти изделия изготавливались для использования в повседневной жизни.
В.: Самым распространенным (часто встечающимся) материалом является глина. Из глины вылепливают различные игрушки и предметы быта, после чего высушивают в течении 3-4 дней, а затем раскрашивают.
Слайд№4
В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. А как Вы думаете ,чем отличается эта роспись от других росписей? Ответы детей. Послушайте про это.
Слайд№5,6,7,8
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
Слайд№9
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Какой узор характерен для дымковской игрушки? (Кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии).Слайд№10 Послушайте стихотворение о Дымковской игрушке:
Слайд№11,12,13
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
Устали, давайте немного передохнем.
Слайд№14 Физминутка.
Слайд№15
В: Следующая роспись, посмотрите, Хохломская роспись. Эта роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Послушайте стихотворение про Хохлому.
Слайд№16,,18,19
Вы не знаете, ребята,
От чего и почему,
Очень часто называют
Золотую Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
- А что же это за село такое, и чем оно знаменито? (дети отвечают)
- А какие элементы хохломской росписи вы знаете? (Разные ягоды:
смородина, клубника, гроздья рябин, травка, завитки, листья, цветы).Слайд№ 17
- Что отличает эти изделия от других? (Хохлома, сделана из дерева).
Скажите, на каком фоне расписаны и украшены узоры? (На черном и желтом фонах).
Следующая роспись Городецкая.
Слайд№20
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье. Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица).Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью. В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Украшали не только прялки, но и многие предметы народного быта : стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. Послушайте стихотворение.
Слайд№ 21,22
Есть на Волге город древний,
Под названьем Городец.
Славится по всей России,
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
В: Отгадайте загадку:
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка…(Матрёшка)
Слайд№22
А ещё сегодня я хочу Вам рассказать про Матрёшку.
Матрёшка сегодня – одно из популярных произведений декоративно - прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Её увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрёшка – наша гордость. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь, Как вы считаете, почему матрешка – русская игрушка? Матрешка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки. Носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрешки ног не видно. Иногда у матрешки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Матрена было одним из самых распространенных имен на Руси. Отсюда и название. Матрёшка остаётся символом материнства. Внутри неё живет её семья - другие матрешки. Их может быть самое разное количество как 7 штук, так и 15, 18, 20, но иногда их может быть даже 72. Все зависит от умений и навыков мастера. Первая матрешка-футляр – мама, остальные дочки. Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Букет по традиции смещён вправо. Роспись каждой семёновской матрёшки неповторима и оригинальна.
В: Сегодня мы с вами тоже будем народными умельцами по росписи. Мы раскрасим наших матрёшек. Слайд№23
В середине раскрашивания физ. минутка; гимнастика для глаз.
Слайд№24
Слайд№25 Продолжение работы.
Итог: Обсуждение : Какие народные промыслы вы сегодня запомнили, Что вам понравилось сегодня на занятии.
Спасибо за внимание!
Слайд№26