Программа саморазвития: «Адаптация детей в ДОУ по средствам игровой деятельности».
Время работы над темой: октябрь 2024 – май 2025 г. г.
Актуальность выбранной темы.
При поступлении детей в детский сад каждый ребёнок проходит адаптацию. В этот период дети испытывают огромный эмоциональный стресс так же как и многие родители вместе с ним.У каждого ребёнка свои особенности в плане социализации и общения с другими малышами. Поэтому эта тема актуальна и нуждается в изучении. А взаимодействие воспитателя с родителями являются тем «парусом», который поможет в этот сложный период социальной адаптации ребёнка.
Игра является главным звеном знакомства с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними.Ведь способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
Именно игра обеспечивает развитие ребенка по трем направлениям.
1. Открывает для ребенка назначение предметов и обобщенные действия с ними.
2. Создает благоприятные условия для развития самосознания, возможности для становления целенаправленной деятельности.
3. Активизирует общение с другими людьми (со взрослыми и сверстниками).
Именно в период адаптации ребенка психолого-педагогическое внимательное воздействие через игру облегчит малышу процесс привыкания.
Поэтому педагогам необходимо помогать детям играть и самим играть с детьми.
Цель самообразования
Изучение научно – методической литературы по данной теме.
Работа в сети Интернет
.
О
пределение приёмов развития игры в период адаптации в ДОУ.
Н
еобходимо
е
использова
ние
игры
как средств
а
облегчающее привыкание
ребенка в детском саду
.
Задачи:
Анализ своих педагогических возможностей, творческого потенциала, умение искать подход к детям в период адаптации.
Освоение способов эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
Для собственной деятельности изучить и выбрать инновационные технологии по проблеме развития игровой деятельности у детей раннего возраста.
Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Предполагаемые результаты:
-создание эмоционально - положительной спокойной атмосферы в группе, развитие чувства доверия и привязанности к воспитателю.
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,
- развитие способности обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Направления работы по саморазвитию :
1. Расширение образованности. Анализ методической литературы по данной теме, на основе изучения методической литературы дать характеристику игровой деятельности, ее видов, значение игры для ребенка раннего возраста в период адаптации.
2. Повышение педагогической компетентности, развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков.
3. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.
4. Создание развивающей предметно –пространственной среды, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вовлечение родителей в совместную работу.
6. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Этапы работы по саморазвитию :
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Теоретическое изучение проблемы: постановка целей и задач.
3. Создание развивающей предметно –пространственной среды.
4. Повышение педагогической грамотности родителей.
5. Практическая деятельность. Применение знаний, навыков и умений на практике.
6. Подведение итогов по теме саморазвития.
План мероприятий по реализации программы саморазвития :
Изучение научно – методической литературы по данной теме; «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Л.В.Белкина; «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»Т.Н.Доронова;«Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998.
изучить педагогический опыт через статьи и журналы: «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
Формирование потребности в самообразовании.
Теоретическое изучение проблемы. Изучить статьи в интернете по теме:
«Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Изучение опыта педагогов ДОУ
Курсы повышения квалификации.
Разработать систему работы по использованию игр на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.
Осознание необходимости в знаниях.
Постановка целей и задач работы над темой саморазвития. октябрь-2024 г.,
Создание развивающей предметно –пространственной среды. 1. Участие в конкурсах.
Презентация: « Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми игрушками, играми и атрибутами для детей раннего возраста.
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды необходимыми игрушками, играми и атрибутами для детей раннего возраста.
В течении всего срока.
Повышение педагогической грамотности родителей.
Оформление стенда: «Для вас,родители».
Проводить беседы с родителями (в течение года).
Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей».
4. Консультации:
« Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольника»
«Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду»
Папки-передвижки:
«Адаптационный период», «Игры с малышом».
Памятка для родителей:
«Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».
Родительское собрание.
«Давайте знакомиться. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению»,
. Сообщение на тему: «Использование дидактических игрушек, дидактических игр и пособий в работе с детьми группы раннего возраста».
9. Индивидуальные беседы «Игры на развитие мелкой моторики».
Распространение педагогического опыта.
Повышение педагогической грамотности родителей.
Практическая деятельность. 1. Дидактические игры по формированию восприятия о внешних свойствах предметов.
2. Обучение подвижным играм, соответствующим возрасту детей и развивающим разные виды движений.
3. Знакомство с народными подвижными играми.
4. Отображение впечатлений, полученных во время игр, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).
5. Подготовка открытых просмотров для воспитателей и родителей.
6. Участие в различных конкурсах и выставках.
7. Участие в ГМО по теме: «Использование дидактических игр, игрушек в работе с детьми раннего возраста».
8. Презентация «Дидактические игры»
9. Составление картотеки пальчиковых игр.
Применение знаний, навыков и умений на практике.
Развитие разных видов движений.
Развитие творческого воображения у детей.
Обогащение сенсорного опыта детей.
Совершенствование и обобщение педагогического опыта. В течении всего срока.
Подведение итогов по теме саморазвития.
Выставка новых дидактических игр для воспитателей ДОУ:
«Мой опыт».
Проведение индивидуальных консультаций с педагогами на тему: «Общение без преград».
Презентация: «Творчески, с выдумкой» (оформление игровой комнаты группы раннего возраста).
5. Папка-передвижка: «Пригласительный билет в мир игры». Обобщение опыта по теме программы саморазвития. Подведение итогов педагогической работы за весь срок.
Вывод:
Проблема адаптации дошкольника с каждым годом становится всё более актуальной,так как этот период оставляет неизгладимый след в жизни каждого ребенка и его семьи. Игровая деятельность выступает эффективным средством в решении этой проблемы.Она способствует полноценному психическому,физическому и личностному развитию ребенка раннего возраста .
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора методов и приемов работы, а также разнообразные комбинации технологий организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Играв период адаптации раскрывает малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Игра- мощный инструмент воспитания и развития ребенка. Игра с ребенком- необходимая социальная площадка на пути решения проблем адаптационного периода, укрепления детско-взрослых отношений.
Итогом работы является положительная динамика в развитии игровой деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.