МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования Рузского городского округа
МБОУ «Колюбакинская СОШ»
РАССМОТРЕНО
Руководителем ШМО естественно- научного цикла
________________________
Гущина С.В.
Протокол №1 от «29» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________
Серкова Т.И.
Приказ №288 от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Щербакова Т.А.
Приказ №288 от «29» августа 2023 г.
АДАПТИроваННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПО ОБЖ
для обучающегося с ОВЗ (ЗПР) 9 в класс
на 2023-2024 учебный год
Уровень обучения: базовый
Составил:
БондарьВ.В. , учитель технологии
Колюбакино 2023 г.
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
№
273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «
Колюбакинская
средняя общеобразовательная школа».
Адаптированная образовательная рабочая программа по ОБЖ ориентирована на обучающегося 9В класса с ОВЗ. Программа адаптирована для обучения данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающегося 9В класса.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.
Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии, подтверждённые ТПМПК, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Все обучающиеся с ЗПР испытывают затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическим расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения, выраженные недостатки в формировании высших психических функций, неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Обучающиеся наряду с вышеперечисленными особенностями испытывают затруднения при чтении, не умеют выделить главное в информации, обладают бедным словарным запасом, они работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей медленно, для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Программа направлена на разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Цель обучения:
Цель: программы воспитания МБОУ «Колюбакинской СОШ» - создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: -к семье, к труду, к своему отечеству, к природе, к знаниям, к культуре, к здоровью, к окружающим людям, к самим себе.
Основные задачи:
1) реализация воспитательных возможностей общешкольных ключевых дел, поддержание традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) вовлечение школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализация их воспитательные возможности;
3) использование в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
4) поддержание деятельности функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
5) организация профориентационной работы со школьниками;
6) организация работы школьных бумажных и электронных медиа, реализация их воспитательного потенциала;
7) развитие предметно-эстетической среды школы и реализация ее воспитательных возможностей;
8) организация работы с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем.
Формы и методы организации учебного процесса:
. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; - о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
- умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
- умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; - умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
- соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
- тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
- контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим.
- организация занятий с учетом актуальных возможностей ребёнка с ЗПР, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.
Психолого-педагогические принципы:
- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционная направленность учебном–воспитательном процессе, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
- приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
- применение индивидуального подхода.
- повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
- постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактического материала различной степени трудности и с различным объемом помощи.
- использование многократных указаний, упражнений.
- использование поощрений, повышение самооценки ребенка.
- поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
- использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- детализация учебного материала, постепенное усложнение.
- дополнительные наводящие вопросы.
- использование приемов -предписаний с указанием последовательности операций.
- помощь в выполнении определенных операций, использование образцов.
- формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.
Формы контроля:
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. В 9-х классах предусмотрена дифференцированная работа с учащимися с ОВЗ на уроках, включающая в себя индивидуально-дифференцированный подход при подготовке к уроку и в ходе его проведения: разноуровневые текущие задания, индивидуальные домашние задания.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов.
Данная адаптированная образовательная программа по ОБЖ для обучающихся 9В класса предусматривает реализацию личностно-ориентированного, деятельностного подхода к обучению обучающихся с ОВЗ. Адаптация программы происходит за счёт сокращения сложных понятий и терминов, у детей с ОВЗ обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физкультурные паузы, постоянное поддержание интереса (похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации). Для обучающегося 9В класса характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи, минимальный объём знаний по ОБЖ.
Программа учитывает неустойчивость внимания детей с ОВЗ, неточность и затруднения при воспроизведении учебного материала учебника, несформированность мыслительных операций, анализа, сравнения, обобщения, а также нарушения речи.
При осуществлении образовательной деятельности учителю следует опираться на следующие принципы организации образовательного процесса:
-создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе класса, стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-«скрытая» дифференциация обучающихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творческий подход;
- создание обстановки для естественного самовыражение ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОБЖ 9 класса
Личностные результаты обучения:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» является универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня, гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Коррекционная работа
Урок 1
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: квартира, улица.
1
Знакомятся с понятиями о мошенничестве, хищении имущества и похищении людей, а также с существующими формами данных криминогенных угроз и их мотивами. Изучают способы предотвращения и защиты от различных видов мошенничества, хищения имущества и похищения людей, а также рекомендации по защите от криминогенных угроз. Анализируют возможные криминогенные угрозы для своего населенного пункта и выбирают наиболее приемлемые и эффективные средства защиты от них.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: подъезд, лифт.
Правила безопасного поведения в ситуациях криминогенного характера: карманная кража, мошенничество, самозащита покупателя.
Урок 2
Информационная безопасность подростка.
1
Знакомятся с различными видами средств массовой информации и их негативным воздействием на сознание человека. Изучают способы защиты от негативного влияния СМИ. Анализируют доступные средства массовой информации, их информационные продукты (материалы воздействия) и определяют негативные факторы воздействия на свое сознание.
Урок 3
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
1
Узнают и характеризуют факторы и социальные явления, способствующие вовлечению человека в террористическую деятельность.
Урок 4
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
1
Знакомятся с положениями нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности и защиты интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Узнаю об ответственности за участие в террористической деятельности
Урок 5
Личная безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве).
1
Запоминают правила безопасного поведения при терактах, при обнаружении подозрительных бесхозных предметов, правила поведении на территории комендантского часа.
Урок 6
Организация оповещения населения и его информирование о порядке действий в чрезвычайных ситуациях. Действия по сигналу «Внимание всем !»
1
Узнают способы оповещения населения. Знакомятся с порядком оповещения населения в условиях чрезвычайных ситуаций и действиями по сигналу «Внимание всем!»
Урок 7
Оказание первой помощи при травмах. Помощь при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
1
Отрабатывают навыки по оказанию помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
Урок 8
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая помощь при кровотечениях.
1
Отрабатывают навыки по оказанию помощи при носовом кровотечении и тепловом (солнечном) ударе. Узнают и анализируют причины и последствия ранних половых связей и ИППП.
Урок 9
Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика.
1
Знакомятся с мерами профилактики инфекционных заболеваний. Изучают способы повышения сопротивляемости организма. Анализируют влияние инфекционных заболеваний на состояние собственного здоровья и делают вывод о необходимости проведения профилактических мероприятий.
Урок 10
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
1
Запоминают алгоритм действий при поражении электрическим током и меры по профилактике травм.
Приложение № 3. Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Программа:
1.Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7—9 классы: пособие для общеобразовательных. организаций / Н.Г. Миндюк. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2019.
Учебник:
1.Алгебра: учебн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. нешков, С.Б.Суворова]; под ред. С.А. Теляковского.– М.: Просвещение, 2019
КИМ
1.Звавич Л.И. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс /Л.И. Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б. Суворова. - М.: Просвещение, 2019
2.Ершова А.П. Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии 9 класс. - М.: Илекса, 2016
Методические пособия:
1.Ерина Т. М. Поурочное планирование по алгебре: 9 класс: к учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворовой «Алгебра: 9 класс» / Т. М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
2.Рурукин А. Н. Поурочные разработки по алгебре: класс. – М.: ВАКО, 2013